Дорогая бытовая…

Как не попасть впросак, выбирая «помощников для дома»

Сегодня практически у каждой семьи - целый комплект бытовой техники. В некоторых квартирах даже по нескольку телевизоров и холодильников, а кухня буквально нашпигована всякими автоматизированными штучками: блендером, пароваркой, тостером, электрическим чайником, микроволновкой… Прогресс пошел далеко вперед, только качество сложных товаров от этого, кажется, поменялось в худшую сторону. Если раньше черно-белый «ящик» исправно работал на протяжении 20-25 лет, то современная «плазма» нередко выходит из строя быстрее, нежели погасишь кредит за неё. На что необходимо обращать внимание, покупая электроприборы, в каких случаях можно обменять технически сложные товары и что делать, если продавцы дали неверную консультацию – в нашем материале.

 

Верь не словам, а глазам

Как сообщили в консультационном центре для потребителей Центра гигиены и эпидемиологии в РМ, жалобы на бытовую технику поступают чаще всего. Причем претензии касаются практически всех видов технических товаров, независимо от их цены и страны-изготовителя. Ломаются с завидной регулярностью как дешевые, так и дорогие помощники для дома, поэтому правило «скупой платит дважды» на современную бытовую технику не распространяется.

Кстати, злоключения с электроникой начинаются уже в магазинах. Мало кто из покупателей по-настоящему разбирается в технике, посему большинство за помощью в выборе нужного товара инстинктивно обращаются к продавцам-консультантам. Однако далеко не все сотрудники магазинов  - специалисты своего дела. Есть стажеры, которые только учатся, поэтому не владеют полной информацией о технике, зато производят впечатления профи: чтобы не «упасть в грязь лицом», дают исчерпывающие ответы на все вопросы, только не всегда правдивые.  Есть, конечно, и опытные консультанты с большим стажем работы, но и они всю правду не скажут, поскольку интерес фирмы – превыше всего: надо выполнить план и продать как можно больше товаров. Глупо задавать вопрос продавцу: «Какой утюг (холодильник, телевизор и т.д.) посоветуете?». Он, скорее всего, порекомендует товар, от которого нужно побыстрее избавиться.

Были случаи, когда консультанты даже вводили потребителей в заблуждение. Пожалуй, самый нашумевший из них – продажа микроволновой печи, якобы с функцией выпекания. Довольный покупатель по совету работника торговой сети приобрел «чудо-микроволновку», но испечь в ней ни хлеб, ни булочки так и не смог, поскольку она предназначалась только для подогрева. Стоит отметить, что в этом случае полную ответственность за введение потребителя в заблуждение понес продавец, который неверно проконсультировал по поводу технических характеристик реализуемого товара.

По законодательным нормам  продавец-консультант должен рассказать обо всех свойствах техники. Нам же, как правило, преподносят товар только с хорошей стороны. Кроме того, консультанты не спешат предупреждать, что стоимость купленного товара – не всегда конечная сумма ваших растрат для его установки. Например, не исключено, что при покупке электроплиты, вам придется дополнительно купить к ней сетевой провод и заплатить специалистам за подключение.

Прежде чем что-либо приобрести, лучше пройти по нескольким торговым точкам и проконсультироваться с разными продавцами, чтобы сделать достоверный вывод: где вас обманывают, а где нет.



Кредит на подарок?

Сейчас весьма популярно приобретение бытовой техники в кредит. Оформить займ в магазине, бесспорно, очень удобно и быстро, правда, ударяет по карману. За покупку в кредит, не отходя от кассы, приходится платить астрономические суммы, поскольку ставка может составлять до 60-90% в год. В этом, кстати, нет никакого нарушения. Все честно написано в договоре, другое дело, что покупатели не всегда обращают внимание на эту цифру. Их больше всего интересует ежемесячный платеж, хотя если бы они сначала узнали процентную ставку, то возможно бы отложили покупку.

В любом случае, по словам специалистов консультационного центра для потребителей, нужно быть предельно внимательным при оформлении любого займа. В Саранске были случаи, когда покупатель брал в кредит только телевизор, однако в чек ему пробивали и «подарки» по акции: влажные салфетки, диски. Кроме того, в кредит могут включить и договор на дополнительную гарантию. А это уже не мелочи, поскольку проценты кусачие.

- В таком случае можно написать претензию в магазин и потребовать возврата уплаченных процентов за сопроводительные товары и сервис, - комментирует ситуацию специалист консультационного центра Юлия Тундыкова. – Если обременение кредита обнаружится в короткий срок, тогда легче будет вернуть деньги, если же пройдет несколько месяцев, сделать это будет непросто.

Бывают и такие финансовые «заморочки». Через несколько месяцев покупка по займу ломается, а ее владельцу не торопятся возвращать деньги за нее и требуют справку о том, что кредит погашен. Такого не должно быть! По закону покупателю должны вернуть и стоимость покупки, и то, что он оплатил банку. Но учтите, что сюда не входит комиссия за СМС-сообщения и прочий «комфортный» сервис, учитывается только «голый» размер процентной ставки.



Готов служить недолго

Отдельно хочется остановиться на дополнительной гарантии на бытовую технику, которую так любят за отдельную плату предоставлять крупные торговые сети.

- В разных магазинах она может иметь различные названия: «Готов служить долго», «Сертификат программы дополнительного сервиса» и т.д., - отмечает Юлия Викторовна. – При оформлении «дополнительной гарантии» важно обратить внимание на дату, с которой начинают действовать договорные отношения. Некоторые недобросовестные магазины указывают, что услуга начинает предоставляться со дня покупки. Это нарушение! Дополнительная гарантия должна начать свое действие с того момента, когда закончится срок гарантии от изготовителя.

Еще один важный момент. Как известно, от этой услуги можно в любой момент (до истечения ее срока действия) отказаться и вернуть деньги. Но при этом придется возместить магазину все расходы, которые он затратил на ремонт данного товара. К примеру, сломался холодильник и по дополнительной гарантии заменили реле. Тогда стоимость произведенного ремонта придется компенсировать. Если же товар был качественным, вы ничего не теряете – смело пишите заявление о возврате денег за неиспользованный сервис. В течение десяти дней ваше требование должно быть удовлетворено.

Как правило, с этим проблем у потребителей не возникает, если только магазин не закроется. А такие случаи в Саранске были. Так, одна жительница города пыталась компенсировать свое неиспользованное право за допгарантию денежным эквивалентом. Однако, придя по известному адресу и подойдя к продавцу, который ей помогал выбирать покупку, она получила неожиданный ответ: «Тот магазин закрылся, и мы не имеем к нему никакого отношения».

- Здесь целесообразнее всего взять выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и посмотреть, есть ли у него правопреемник, - дает совет эксперт. – Если таковое лицо имеется, тогда оно отвечает по всем обязательствам продавца товара. Если юридическое лицо, продавшее товар на момент обращения потребителя ликвидировано, то, к сожалению, отвечать по его обязательствам некому.



Это надо знать!

При обнаружении недостатка в бытовой технике можно потребовать ее ремонта, замены или возврата денег. Исключение составляют холодильники, морозильные камеры, автоматические стиральные машины, персональные компьютеры. Если неисправность в технически сложном товаре появилась через 15 дней после покупки, но в пределах гарантийного срока, то товар можно сдать лишь на ремонт, либо потребовать уменьшения покупной цены на него. Замена техники, либо возврат денег за нее возможны только в случае обнаружения существенного недостатка – «неустранимого недостатка либо недостатка, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, либо проявляется вновь после его устранения». Вернуть деньги также можно, если ремонт длится более 45 дней или если данный товар было невозможно использовать  в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней.

Будьте бдительны! Часто бывает, что результаты проверки качества товара свидетельствуют не в пользу потребителя. Например, сообщается, что стиральная машина сломалась из-за коррозии, а причина завышенного шума у холодильника – неправильная эксплуатация. Если вы уверены, что обращались с техникой бережно и не могли испортить ее, то вправе требовать проведения экспертизы. В период гарантийного срока ее обязан провести продавец. Все расходы в этом случае берет на себя магазин. Однако если заключение о вине потребителя подтвердится, тогда расходы на проведение процедуры придется возместить.

С.Медведева.


Personal web page Mordovia newspaper (с)