Покорители Поднебесной

Андрей Кривов и Михаил Рыжов принесли России «золото» и «серебро» Универсиады и стали чемпионами в командном зачете

На Мордовию можно положиться всегда! К этой аксиоме наши спортсмены приучили всю страну за последние годы. Никто не сомневался в наших ходоках и в преддверии Всемирной летней Универсиады в Шэньчжэне, хотя и проходила она в лагере нашего главного на сегодняшний день противника – Китая. Но даже Поднебесная пала под уверенными ногами нашего «железного» Андрея Кривова и совсем молодого Михаила Рыжова. Они завоевали золотую и серебряную медали на 20-километровой дистанции, соответственно.

 

Как бы удивительно это ни было, но первое мордовское «золото» принесли не ходоки, а велосипедисты. Напомним, что на самом старте Универсиады  индивидуальную гонку среди мужчин выиграл Евгений Клещенко. После  чего вера в нашу сборную у болельщиков окрепла. Можно было спокойно ждать выступления никогда не подводивших нас ходоков.

В четверг на двадцатикилометровую дорожку вышли известные всем Андрей Кривов и Андрей Рузавин, а также впервые выступающий за границей Михаил Рыжов (лучшего дебюта и представить сложно). 

В прошлом году Андрей Кривов занял шестое место на Чемпионате мира в Барселоне и… стал героем. Незадолго до этого он пополнил свою биографию «бронзой» на Кубке мира в Мексике и «подсадил» иммунитет в горах. В результате коварным дуплетом его настигли вначале грипп, а затем простуда. Из тренировочного процесса выпали три недели, и Андрей не смог в должной мере подготовиться к барселонскому заходу. Во время него Кривов долго держался, но с десятого километра силы нашего спортсмена начали покидать. Андрей стал отставать от основной группы, а за два километра до финиша его вырвало. Вместо того, чтобы сойти с дистанции, Кривов собрал все, непонятно каким образом оставшиеся силы, и покорил дистанцию. Он пришел шестым, невзирая на отказывающийся работать организм.

То был несчастный случай, неудачное стечение обстоятельств. Однако в китайском Шэньчжэне (в России его уже успели окрестить Жень-шенем) у Кривова всё было под контролем. Ему не смогли помешать ни чудовищная жара, ни родные для китайских спортсменов стены. Наш скороход «накатывал», по его выражению, вплоть до 10-го километра, а потом резко взвинтил темп. Уже после финиша Кривов расскажет, что с самого начала понял - он намного сильнее противников.  Его время - 1.24:15.

- В прошлом году на Кубке мира в Мексике была такая же жара, - рассказал 25-летний чемпион. - Там я занял третье место после двух китайцев. Сейчас взял реванш.

Дебютант заграничных арен Михаил Рыжов пришел вторым. Его успех никого не ошеломил – в команде Чегина новые звезды загораются постоянно.

Еще одним героем стал Андрей Рузавин, который хоть и показал только семнадцатый результат. На двенадцатом километре он  получил тепловой удар. «Как дошел до финиша, я не помню», - признался после скороход. Почти в бессознательном состоянии Андрей шел, помня, что падать нельзя – на кону судьба команды. И в итоге команда стала победительницей. В иных случаях можно было бы, наверное, не терпеть и сойти с дистанции. Но в этом году Универсиаду постигло главное новшество: введение командных медалей, которые выдавались только в случае, если до финиша дойдут все. Хотя Рузавиным двигали не только прагматичные, но и чисто спортивные принципы.
- Я даже не думал сходить, - признается он уже в Саранске. – Нужно было идти, и всё. И я шел, хотя уже ничего вокруг не понимал. Меня «накрыло»…

Рузавина пытались поддержать все – и тренеры, и находящаяся здесь же замминистра спорта , физической культуры и туризма Мордовии Вера Цыбусова. Все говорят одно: «Ты молодец, ты выложился за команду, за страну и стал командным чемпионом!». Звучит всё очень тепло и искренне, утешить такие слова могли любого, но только не титулованного, самоотверженного Рузавина-перфекциониста. 

Китайцев, ставших вторыми, российские ходоки опередили на 5 минут 37 секунд. Командную «бронзу» вообще вручать было некому.

В итоге мордовские парни-скороходы принесли в российскую копилку две золотых и одну серебряную медали.

 

Чествование

Наши ходоки приехали поздно ночью, поэтому торжественный момент поздравлений пришлось отложить уже на понедельник. В здание Интернет-дома битком набилось подрастающее поколение ходоков – всем хотелось пообщаться с покорителями Поднебесной.



- Я помню то время, когда ребята приходили точно так же поздравлять Ирину Станкину, - делится впечатлениями директор Центра олимпийской подготовки по спортивной ходьбе Виктор Владимирович Колесников. – Среди них тогда был будущий чемпион Европы Володя Парваткин. Он делился впечатлениями – что даже представить не мог, что когда-нибудь собираться будут уже на встречу с ним. Так и эти ребята – сейчас они еще не понимают, что скоро сами займут свои места на пьедестале.

В центре внимания – недавно вернувшиеся спортсмены. Видно, что они вымотаны, только Андрей Кривов держится легко и непринужденно. В расставленные праздничные фужеры льется… газировка. Чемпион Кривов, как заправский бармен, мешает коктейли из «Фанты», «Колы» и «Спрайта», угощает товарищей по команде и тренеров. Андрей легко и непринужденно рассказывает о соревнованиях и Китае, абсолютно ничего не скрывая и не стесняясь.

- Наш тренер Виталий Викторович Аверкин за нас очень сильно переживал и нервничал. Но мы его как могли морально поддерживали, даже больше, чем он нас, - выдает чемпион.

Оказалось, что, несмотря на жуткую конкуренцию, китайцы были настроены к русским очень благожелательно.

- Они говорили нам: «Рашн – вперед!», - делится Кривов. – Вообще, вели себя очень гостеприимно. Если к кому-то обратишься за помощью, а тебя не поймут, то китайцы будут останавливать других сотрудников и прохожих, пока кто-нибудь не сможет наконец перевести наш вопрос. Так иногда целый консилиум собирался.

Зато отнюдь не гостеприимной оказалась китайская погода.

- Я раньше не понимал, когда мне говорили, что мы попадем в настоящую баню, - вспоминает Кривов. – Оказалось, что так оно и есть. Днем температура поднималась под 50 градусов, воздух до предела влажный – дышать нечем. Еще до соревнований, когда мы шли разминаться, встречавшиеся нам тренеры советовали лучше отдохнуть и отсидеться в отеле – под кондиционерами. Мы так и бегали там – от одного «кондишена» до другого. Уже на дистанции были оборудованы специальные поливальные душевые для охлаждения. Но вода лилась до предела хлорированная. Мы зашли туда по одному разу, и больше не захотели – от этого ни бодрости, ни охлаждения, только противно и тошнит. А китайцам – нравится (взрыв смеха в зале)!

- Отдохнуть удалось после захода?

- Удалось! – бодро ответил чемпион. – На дискотеке!

- На дискотеку силы нашлись? После Барселоны ты говорил, что едва до пляжа добрел…

- В Барселоне я был шестым, а здесь – первым. Совершенно иные эмоции. Быть может, поэтому я заметно меньше чувствовал усталости, чем остальные.

Кривов рассказал еще о многих интересных фактах: туалеты и душевые кабины в китайских отелях почему-то находились на балконе (!), волонтеров, владеющих русским языком, на Универсиаде почти не было, а если они и были, то очень эффективно маскировались. Благо, что китайцы такие дотошные и доброжелательные…

 

Драма девушек

Сами скороходы избаловали нас победами. Поэтому, когда с захода мы получаем одну серебряную медаль, это воспринимается едва ли не как фиаско.



Серебряная призерка чемпионата мира в Осаке Татьяна Шемякина и в этот раз стала второй. 

- Я шла исключительно на победу, - рассказала нам Татьяна Шемякина. - Вечером накануне старта мне позвонил мой тренер Виктор Чегин и дал установку: кто бы ни шел в лидерах, как бы ни шел – быстро или медленно – держаться за ним, вперед не выходить, оставив все разборки на последний круг. Пока были силы, я так и делала. Начало получилось очень медленным –  километр преодолевали за пять минут. Это очень мало, с такой скоростью мы ходим на тренировках, когда выполняем длительную работу. Вперед вышли три китаянки и испанка. После 10-го километра китаянки «отвалились». Остались мы с испанкой, но у меня почти сразу возникли проблемы со здоровьем. Меня вырвало, после чего началась мучительная «терпежка». Температура воздуха к тому моменту перевалила за 35 градусов. Солнце просто жарило. При таких условиях на пунктах питания просто необходима ледяная вода, а она почему-то на протяжении всей дистанции была теплой. Облиться ледяной водой удавалось только на том пункте, где стоял наш тренер, и мы могли думать только о нём. За три круга до финиша мне показалось, что меня «накрыло», но, к счастью, сознание не ушло: понимала, что если испанка дернется и сделает рывок, мне уже нечем будет на него ответить. До последнего надеялась, что она тоже исчерпала все силы, но она оказалась поживее, и на последнем круге мне пришлось ее отпустит. Здесь некого винить, нечего обсуждать испанку. Виновата только я… 

А вот Елена Кручинкина не может простить себя за то, что не финишировала.

- Из-за этого мы не взяли командную медаль! - сокрушалась она. – Меня так резко «накрыло», что даже не успела этого понять. Я помню, как шла, чувствовала, что силы еще есть. В определенный момент я посмотрела по бокам – вокруг были медработники, они пристально за мной следили и переговарились. Я еще успела махнуть рукой – «нет, мне помощь не нужна». А потом почувствовала, что спину тянет назад, к земле. Как-то я подалась вперед из последних сил, а потом уже я ничего не помню. Что происходило дальше, я раньше только по телевизору видела: я лежу в «скорой», а на лице кислородная маска…

- Лена, что ты себя коришь? – не выдерживает сидящая рядом Вера Начаркина. – Это же только начало твоего пути, а с дистанции сходили очень многие – и Денис Нижегородов, и Валера Борчин. Нельзя так расстраиваться…

В очередной раз услышав от тренера слова поддержки, Лена не выдерживает и плачет…   

 

Михаил Рыжов – будущий Борчин?
 

Кто он – серебряный призер Всемирной летней Универсиады-2011 Михаил Рыжов? Высокий девятнадцатилетний парень с открытой и белозубой улыбкой, родом из деревни Ингенер-Пятина Старошайговского района, занимавшийся до перехода в группу Чёгина в Новотроицке.

 

- Сколько ты занимаешься ходьбой? – спросили мы у парня.

- Два года. До этого занимался бегом.

- Никто не удивлялся такому быстрому успеху на международной арене?

- Наверное, нет. Тренеры были спокойны за мою технику. Хотя, если честно, сам немного был удивлен. Примерно с 15-го километра появилась мысль, что я смогу мало того, что дойти, так еще и завоевать медаль. Передо мной шел эквадорец Кристиан Андреш Чочо Леон. Он уже «висел» на двух карточках, и была надежда, что его дисквалифицируют. Этого не произошло, но я смог прибавить и обойти его. Эквадорец пришел третьим. Я уже думал, чтобы и с Андреем побороться, но у него опыт есть, а у меня – нет.

- Ты себя нормально чувствовал? Ведь у всех была одна беда – «накрывало» тепловым ударом…

- Нормально, даже после финиша. Но отдохнуть всё равно нужно.

- И где будешь отдыхать?

- У себя в деревне. Я уже успел там побывать, все взбудоражены – родственники, друзья, соседи. Поздравляют, радуются.

- Никто не проводит аналогии с Борчиным? Он через четыре года после начала занятий ходьбой выиграл Олимпиаду. Тем более, ты тоже пришел в ходьбу из бега…

- Конечно, всё может быть. Но мне нужно пока готовиться к другим стартам. Нужно нарабатывать опыт на международной арене. 

П.Семенов.  


Personal web page Mordovia newspaper (с)