Мордовские матрешки - в Париже

Расписные сувениры мастерицы из Теньгушева Татьяны Щербинкиной расходятся по всей России и даже за границей  

Татьяна и Игорь Щербинкины занимаются редким ремеслом. Почти тридцать лет они изготавливают колоритные матрешки. Ими создано несколько тысяч многоликих деревянных экспонатов. За произведениями искусства, а именно так можно назвать работы супругов, выстраивается даже очередь. О том, как мастера из Мордовии связали свою жизнь с традиционным русским сувениром, - в нашем материале.

 

«Фабрика грез»

Увлечься деревянной игрушкой Татьяну заставили не детские мечты, а взрослая жизнь. Она выросла в многодетной семье, поэтому после окончания школы нужно было искать работу. Девушка устроилась на местный деревообрабатывающий комбинат, где и выпускали матрешки.  После нескольких месяцев обучения у художника, ее перевели в цех. Она как начинающий работник прокрашивала фон. Надо сказать, что роспись матрешек тогда была коллективным делом, поэтому над одним сувениром трудилась целая бригада. Творческая работа Татьяне пришлась по душе, но тут случилась беда…

- В начале 90-х наша «фабрика грез» сгорела, - рассказывает художница. – Работать, по сути, было негде. А у нас тогда уже был ребенок, поэтому уезжать никуда не хотелось. Мы решили организовать подобное производство на дому. Купили токарный станок, краски, лак, заготовили древесину. Муж вытачивал заготовки, а я их расписывала. 

Реализовывали свою продукцию Щербинкины в Москву - иностранцы охотно раскупали деревянные символы России.

- Все эти годы матрешки кормили нас, - признается Татьяна Ивановна. – Какие бы времена не были, сувениры всегда пользовались спросом. В чем их секрет? Наверное, в том, что мы в них вкладываем свою душу. 

 

Эксклюзив из дерева

Сегодня матрешки Щербинкиных можно увидеть в сувенирных лавках не только Саранска, Москвы, но и Нижнего Новгорода, Владимира. Расписных красавиц из Теньгушева в качестве презента увозят во Францию, Германию, Турцию, Нигерию…

- Времена меняются, меняются и матрешки, - считает Татьяна. – Теперь не нужно, как раньше, варить из крахмала грунт, чтобы отбелить лицо матрешки. Появились новые краски, поэтому сувениры стали более яркими. Наряду с традиционными русскими красавицами популярны и сюжетные, стилизованные матрешки. 

Роспись Щербинкиной узнаваема из тысячи художников. Ее матрешки всегда румяные веселушки, часто с веснушками, а еще они яркие и блестящие, как говорят сегодня, гламурные. Есть в копилке теньгушевской умелицы и необычные работы. Ей приходилось расписывать деревянные игрушки с логотипами компаний, государственными символами и даже в образе дорожных регулировщиков. 

- Разборную игрушку можно расписать как угодно, - считает искусница. – Я не берусь лишь за портретные работы. А заказы такие бывают, например, к юбилеям совместной жизни. Не люблю, когда нет стопроцентного сходства. 

Супругам приходилось делать даже 30-местную матрешку. У самой первой из них лицо было больше человеческого. 

- Представьте, какой это труд, - говорит Татьяна Ивановна. – Стенки сувенира должны быть очень тонкими – ювелирная работа! Чтобы все матрешки подходили друг к другу, хорошо закрывались, не деформировались. Кстати, заготовки – это не цельная болванка, они склеиваются из колец. В качестве сырья лучше всего использовать осину – игрушки из нее хорошо держат форму.

Не меньше хлопот с одушевлением образа. Роспись – работа кропотливая, приходится выводить каждую ресничку, ягодку и цветочек. Иногда на картинку у художницы может уходить целый месяц. 

Чаще всего приходится изготавливать матрешки-штофы и небольшие игрушки-магнитики, которые пользуются популярностью. Также спрос всегда есть на бюджетные варианты – трех-пятиместные сувениры. 

Более масштабные работы – редкие заказы, поскольку цена на них высока. Есть матрешки стоимостью 7-10 тысяч рублей и более. Они, понятное дело, берутся не для детей, а в качестве эксклюзивных подарков. Причем наиболее ценятся экземпляры, у которых плотность рисунка не снижается от первой до последней матрешки. 

 

Божий дар

Специального художественного образования у Татьяны нет. Знакомые говорят про нее: «Божий дар, настоящий талант». Рисовать ей всегда нравилось, однако, когда учитель рекомендовал девушку в художественное училище, она отказалась. 

- В нашей семье были лишь неудачные примеры с этой профессией, - поясняет Татьяна. - Папа-художник всю жизнь проработал электриком. А моя сестра поступила в художественное училище, но так его и не закончила. 

Однако жизнь все расставила на свои места: от чего наша героиня бежала, к тому и вернулась.

- Я поняла, что это мое, - говорит она. – Ничего другого мне не надо. Могу целый день расписывать матрешки, не чувствуя усталости. Главное, чтобы настроение было хорошее, иначе ничего не получится. Внутреннее состояние художника много значит, так что матрешки печалиться мне не дают. 

С 2011 года Татьяна Ивановна преподает в Теньгушевской школе искусств, передает свой опыт детям. А вот ее сын и дочь, хотя и выросли среди сувениров, по стопам родителей пойти не захотели. Видно, потому, что матрешки для них всегда были не игрушкой, а маминой и папиной работой. 

- Росписью матрешек сейчас занимаются единицы, - считает умелица. – К ней нужно привлекать молодежь. Это история и традиции нашей страны, республики, которые нельзя забывать!

 

С.Медведева. 

 

Однако

Самая большая матрешка находится в китайском городе Манчжурия. На городской площади установлена краснощекая красавица, высота которой более 30 м. На матрешке, занесенной в Книгу рекордов Гиннесса, изображены китайская, монгольская и российская девушки. Площадь находящихся внутри матрешки помещений составляет 3200 кв. м. Там расположены ресторан русской кухни и шоу-зал. Вокруг “главной матрешки” построены еще 8 подобных “зданий-матрешек”, а также 200 маленьких - с изображением знаменитых деятелей мира.

 

Между тем

Матрешка, известная в мире как символ России, на самом деле имеет японские корни. Первая русская матрешка появилась только в конце XIX века. Ее история связана с семьей российских промышленников и меценатов Мамонтовых. В их мастерскую игрушек с острова Хонсю была завезена фигурка буддийского мудреца Фукурумы, в которую были вложены еще семь подобных. Разъемная игрушка заинтересовала работников мастерской и они решили сделать свою. Родоначальниками первой русской матрешки можно считать токаря Василия Звездочкина и художника Сергея Малютина. 

Разъемную куклу не случайно назвали матрешкой, ведь тогда в России имя Матрена было самым распространенным. Кроме того, в его основе лежит латинское слово «mater», поэтому матрешка всегда ассоциировалось с многодетной матерью.

В начале XX-го века в России начался массовый вывоз матрешек за границу. В это время за разборными игрушками и закрепилось репутация «исконно русских».


Personal web page Mordovia newspaper (с)