Готовность к рекорду

Сергей Литвинов-старший – о перспективах развития метательных дисциплин

Сергею Литвинову-старшему до сих пор принадлежит олимпийский рекорд в метании молота - 84 м 80 см. Он установил его в  Сеуле в 1988 году. В тех пор утекло немало времени. Он давно из спортсменов перешел в тренеры. В настоящее время под его руководством тренируются такие молотобойцы ШВСМ РМ, как Сергей Литвинов-младший, Николай Башан, Игорь Бурый, Илья Терентьев и другие. О психологических  тонкостях метательных дисциплин и соревновательной атмосферы он рассказывает нашим читателям. 

 

16 августа его воспитанник и сын Сергей Литвинов-младший стал бронзовым призером в метании молота на чемпионате Европы в Цюрихе (79.35 м). Это первая награда Сергея на соревнованиях подобного уровня, если не считать командный чемпионат Европы, где почти два месяца назад он завоевал победное «золото» с результатом 76.34 м. 

По словам олимпийского чемпиона Сергея Литвинова-старшего, никогда нельзя точно предугадать, как сложится обстановка в секторе на тех или иных соревнованиях по метанию  диска, копья, молота. 

-  Спортсмен в метаниях приходит к пику формы к 30-35 годам. Был прецедент, когда Олимпийские игры выиграл 21-летний спортсмен, но  это, пожалуй, единственный пример.  Сергею сейчас 28 лет. Еще три года назад он делал тренировочные броски, которые были дальше, по сравнению, чем в соревновательных условиях. Но тренировочные условия и условия домашних соревнований мало к чему обязывают. Они сильно отличаются от крупных международных стартов. Поэтому главной задачей для нас остается воплощение тренировочных бросков на серьезных соревнованиях, где много специфики разного плана. Например, выходит в сектор лидер и устанавливает какую-то планку. В соревнованиях в прыжках с шестом это очень наглядно видно. Вроде бы установлен вполне достижимый уровень, а никто подчас не может его достичь. Почему? Потому что психологическое влияние лидера огромно. Эту психологическую атмосферу в секторе не увидишь с трибуны болельщика, и уж тем более ее не передаст телекамера. Представьте огненный шар, который постоянно разрастается – ощутить этот накал можно, только находясь в непосредственной близости с сектором, т.к. все метатели там находятся на пике своего нервного состояния. Это как на Олимпийских играх. Все участники идут к Олимпиаде минимум четыре года. И все это время они живут этим, настраиваются, все мысли у них только об этом главном старте. Они приезжают в Олимпийскую деревню с этой  энергетикой. Когда заходишь туда, то чувствуешь всю наэлектризованность находящихся там людей. У всех есть идея, которая долго вынашивалась, а теперь настает момент для ее реализации – отсюда и нервозность. Примерно тоже самое, но в миниатюре происходит в секторе на чемпионатах Европы и мира. 

- А в чем причина подобного состояния спортсменов, ведь каждый долго готовится, знает свой результат, да и соперники, как правило, не новы? 

- Потому что это ответственно. За тобой стоит целая команда, а за командой твоя страна, твои болельщики. Иногда говорят: «Спортсмен набрался опыта». Что значит этот опыт? Главная задача спортсмена с течением времени научиться дружить с этой огромной ответственностью. А она приходит автоматически с опытом. Неопытного она подавляет.  

- Как давно россияне в последний раз становились победителями Олимпийских игр в метании молота?

- После меня, пожалуй, не было никого. Периодически становились призерами чемпионатов Европы, мира. Вы понимаете, в чем дело? Был Советский Союз. Совершенно другая страна с собственными традициями. В ней была построена целая система, в том числе в метательных дисциплинах. Были спортивные школы, спортивные интернаты – были сильные молотобойцы, дискоболы и копьеметатели. Было откуда черпать талантливых. Но времена меняются, а свято место на пьедестале пусто не бывает. За СССР пьедестал стали занимать венгры, теперь первенствуют поляки. А мы что? А мы сами молодцы. Все разрушили,  прекрасную школу своими руками погубили. Но сегодня появилась надежда, что постепенно мы вернем себе пьедестал. 

- В каких регионах сегодня наиболее активно развиваются метания?

- Если говорить о каких-то специализированных отделениях, то в Подмосковье в Жуковском и в Саранске. В целом по стране этим видом занимаются единично, чего-то массового, конечно, нет. В Подмосковье ребят тренирует олимпийская чемпионка, двукратная чемпионка мира Татьяна Лысенко. Сегодня появляются спортсмены, сошедшие со спортивной дороги и встающие на путь тренерства. Это только начало, но даже этого на данном этапе достаточно для формирования хорошей метательской школы. Не во всех регионах сейчас спорт поддерживается, много на этот счет издано президентских указов и законов. В каких-то субъектах РФ поддерживают «зиму», где-то «лето». Мордовия принадлежит к тем немногим регионам, где на протяжении уже многих лет поддерживаются разные спортивные направления, в том числе и легкая атлетика. В нашей дисциплине быстро ничего не случается. Но в любом случае заниматься спортом без поддержки государства, государственных структур на региональном уровне – это  в лучшем случае физкультура бытового плана. А для того, чтобы был действительно высокий результат, претендующий на место на пьедестале, необходима  совместная работа государственной власти, тренера, спортсмена и различных специалистов. 

- Сегодня можно услышать споры о том, нужен ли вообще большой спорт и такие финансовые затраты на его поддержку…

- В качестве ответа приведу один пример. В Японии после второй мировой войны было 

принято решение большой спорт не поддерживать за ненужностью и большими финансовыми затратами. Как результат, к началу 70-х годов выросло поколение японцев, которое совершенно не интересовалось не только профессиональным спортом, но и физкультурой, причем, абсолютно любой. Нация в плане здоровья стала сильно угасать. Когда они поняли, что разорвали цепь «большой спорт – физкультура», принялись убирать эти негативные последствия. В Японии стали проводиться различные спортивные матчи национальных сборных других стран для того, чтобы популяризировать спорт среди населения. В популяризацию вкладывались огромные деньги. Как результат, сегодня японцы начинают неплохо выглядеть на мировой спортивной арене. У нас в России сейчас сделана попытка реанимировать систему ГТО. Для чего это нужно? Это реальный стимул для населения заниматься физкультурой. В течение нескольких лет, будучи подростком, человек занимается физкультурой, чтобы сдать нормативы ГТО. И этой зарядки, в плане здоровья, ему хватит лет до 40-50. Заметьте, после того, как система ГТО была в 1990-е забыта, все заболевания заметно помолодели. Большой спорт – это стимул для поддержания физкультуры в обществе. Потому что без звезд, без примера людям не к чему стремиться.

- Кого на сегодняшний день вы считаете наиболее перспективным спортсменом из Вашей группы?

- Есть Николай Башан, Игорь Бурый, Илья Терентьев. Но сейчас их достижения еще не настолько значительны, ибо они еще только начинают. Я уже говорил, что пик формы у молотобойцев достигается к 30-35 годам, а им еще и 25-ти нет. Когда Сергей был в их возрасте – юноша, юниор – у него были «домашние» соперники, но сегодня спортсменов-метателей его поколения практически не осталось. Он остался один. И Башан, и Бурый, и Терентьев, несомненно, перспективные, но им необходимо долго и упорно работать. Заранее раздавать дивиденды я не люблю и не хочу. 

- Какие у Вас планы в ближайшем будущем? На какие старты будет направлена подготовка Сергея? 

- В ближайшее время начнем готовиться к чемпионату мира 2015 года, а в 2016 году – к Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. 

- Спорт действительно объединяет?

- Может быть, он и объединяет нас в каком-то очень широком смысле, но спорт – это жесткая конкуренция, прежде всего.  Исходя из опыта, я могу сказать, что конкуренция больше разъединяет, чем объединяет. В спорте как раз она очевиднее, чем в жизни: секундомеры, различные рулетки и прочие измерительные приборы, судьи. Конкуренция в чистом виде, но она есть. 

 

А.Царькова


Personal web page Mordovia newspaper (с)