Лохотрон на диване |
Как не обмануться покупкой на дистанции Сегодня «торговля на расстоянии» все активнее внедряется в нашу жизнь. Самые продвинутые пользователи Интернета приобретают всевозможный товар, не выходя из дома. Другие приходят в специальные агентства и выбирают по каталогам косметику, одежду, мебель известных фирм-производителей. А кто-то отправляет заказ по почте. По прогнозам экспертов, к 2015 году дистанционная торговля обеспечит четверть всех розничных продаж в стране, а еще через несколько лет потеснит обычный шоппинг.
Дистанционная торговля подразумевает отсутствие возможности у потребителя реально ознакомиться с товаром либо его образцом до момента получения. Сейчас на расстоянии можно заказать практически все – от еды до автомобиля (перечень товаров, которые нельзя купить заглазно, весьма ограничен – алкогольная продукция, драгоценные изделия, лекарственные средства и т.д.). Несмотря на многие минусы, «кот в мешке» прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Больше всего пользуется спросом косметика по каталогам. Наверное, не намного ошибемся, если скажем, что каждая женщина хотя бы раз в жизни заказывала себе помаду или духи по красочным картинкам. К этому все уже настолько привыкли, что заказ всякого рода финтифлюшек не вызывает никакого опасения. Сложнее дело обстоит с одеждой. Вещь виртуально не примеришь и ткань по Сети не пощупаешь. Моя подруга выбрала по рекламному буклету новинку сезона - оригинальный ярко-синий сарафан. Понравившуюся модель ей пришлось ждать больше двух месяцев. Однако даже длительное ожидание не сделало ее счастливой, когда она открыла бандероль, сарафан оказался сиреневым. По размеру, как ни странно, он подошел идеально и смотрелся вроде бы неплохо. Один нюанс - цвет был все-таки не ее. Потом подруга нашла сноску в каталоге очень мелкого шрифта: «цвет изделия может отличаться на несколько оттенков». Обвинив себя в невнимательности, она не стала разбираться с фирмой-поставщиком и оставила вещь для дачных работ, хотя могла бы вернуть ее.
В Мордовии, как и по всей России, растет число пользователей дистанционными услугами, соответственно, увели- - Это нарушение прав потребителей, - отмечает специалист консультационного центра для потребителей Центра гигиены и эпидемиологии в РМ Юлия Тундыкова. - Информация, размещенная на сайте Интернет-магазина, в печатном каталоге, на телевидении, в рекламных объявлениях вполне может расцениваться как публичная оферта товара со всеми вытекающими из этого предложения обязательствами. Покупатель имеет возможность отказаться от дистанционного товара в любое время до его передачи, а после передачи – в течение семи дней. Если информация о порядке и сроках возврата покупки не была предоставлена в письменной форме в момент доставки, потребитель вправе отказаться от нее в течение трех месяцев. Главное – сохранить товарный вид изделия. Нельзя возвратить только товар надлежащего качества, если он имеет индивидуальные свойства и может быть использован исключительно приобретающим его потребителем, например, вазу с гравировкой «Дорогому Николаю Николаевичу» или ортопедическую обувь.
Сегодня в республике среди «продвинутых» пользователей Интернета уже появилась прослойка любителей онлайн-магазинов. Несомненно, виртуальные торговые сети привлекают своим изобилием. Широчайший ассортимент – самый главный плюс интернет-покупок, особенно для неизбалованного провинциального потребителя. Второй момент – цена. Брендовая одежда на полках российских магазинов стоит в несколько раз больше, чем в США и Европе. Например, джемпер DKNY в бутике купишь за 8 тысяч рублей, а в Нью-Йорке – за 30 долларов, то есть 900 рублей. Разница весомая. Одеваться в настоящие модели по фирме можно, не сильно затягивая пояс, если делать заказы в Сети на зарубежном сайте компании. Стоит уточнить, что для этого нужно знать артикул и размер вещи и немного владеть иностранным языком. Даже с учетом почтовой пересылки и услуг посредника вещь обходится дешевле на 40-50%. Кстати, по такому же методу в Мордовии идут и желающие купить сотовые телефоны, электронные термометры, те же запчасти к автомобилям. При явных плюсах есть у Интернет-магазинов и многочисленные минусы. Самый главный, пожалуй, – срок доставки. Согласитесь, все-таки приятнее, заплатив деньги, сразу же получить товар в руки. Здесь же заказа придется ждать. Кроме того, существуют свои трудности обмена. Чтобы вещь поменяли, опять-таки потребуется время. В итоге, понравившийся купальник вы рискуете подобрать как раз к новогодним праздникам. Существует, хоть небольшой, но все-таки материальный риск. При возврате покупки вам возместят ее стоимость, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, затрат на телефонные разговоры.
Еще один минус – нет гарантии, что ваш сугубо личный виртуальный заказ не станет достоянием общественности. Сейчас только ленивый не говорит о появлении в открытом доступе информации о пользователях услугами онлайн-салонов. Скандал, произошедший на прошлой неделе, подтвердил, что подобные случаи не такая уж и редкость. Среди магазинов, чьи статусы заказов стали доступны в Сети, - книжные, игровые, парфюмерные, а также магазины интим-товаров. В итоге люди, рассчитывавшие на конфиденциальность, «прославились» на всю страну. По информации Lenta.ru, данные о покупках, сделанных в различных интернет-магазинах, попали в поисковую выдачу не только «Яндекса», но и других крупнейших поисковиков, включая Google, Mail.ru и Bing.com. - При заключении договора о реализации товаров дистанционным способом продавец, как правило, запрашивает у потребителя информацию об его фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения, адресе, номере паспорта, а также сведения о дате его выдачи и иную информацию, отнесенную к персональным данным, - сообщили в Управлении Роспотребнадзора по РМ. – В этой связи он обязан принять необходимые организационные и технические меры для защиты полученной информации от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования и других неправомерных действий. В случае невыполнения данного обязательства продавец несет гражданско-правовую ответственность на общих основаниях. Предъявить требования, связанные с возмещением имущественного или морального вреда, причиненного вследствие нарушения требований по обработке персональных данных, может любой покупатель, как заключивший договор, так и оставивший соответствующую заявку продавцу. Скорее всего, после этой скандальной истории администраторы интернет-ресурсов более серьезно задумаются о защите пользовательской информации, иначе их завалят судебными исками.
Так, пользоваться дистанционной торговлей или нет? Однозначного ответа нет. Это нужно решать в каждом конкретном случае индивидуально, взвесив все «за» и «против». Напоследок хотелось бы дать совет специалиста тем, кто отважился сделать покупку на расстоянии. - Особое внимание стоит уделить информации о продавце, - считает эксперт Юлия Тундыкова. – Если в предложении или при доставке товара не указывается фирменное наименование продавца, его адрес, а только указаны контактные телефоны, то от покупки стоит воздержаться. В противном случае, если возникнет необходимость вернуть, обменять товар или предъявить рекламацию по недостатку, вы не будете знать куда обратиться и предъявить претензию. Представление открытой информации о местонахождении и наименовании продавца может служить косвенным подтверждением его надежности и добропорядочности. С.Медведева. |
Personal web page Mordovia newspaper (с) |