Дураки на дорогах

В Мордовии водительские удостоверения получают хронические алкоголики, наркоманы и психически больные люди

Такие вопиющие факты ежегодно выявляются в ходе межведомственных проверок. Так, только за первое полугодие этого года Прокуратурой Мордовии в суд направлено более 30 исков на водителей-наркоманов. Госавтоинспекцией возбуждено 2141(!) дело об управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Своя печальная статистика, оказывается, есть по водителям-олигофренам и страдающим эпилепсией. Как пояснили в Госавтоинспекции РМ,  водительские права выдаются на основании медицинской справки - это документ, проверять подлинность которого у ГАИ нет полномочий. О том, кого бояться на своем пути и как решить проблему аварийности на дорогах, - в нашем материале. 

 

Степень выраженной дебильности

Вот самый последний случай. В Кадошкинском районе выявлен водитель с заболеванием «олигофрения в степени выраженной дебильности». Примечательно, что молодой человек по данному заболеванию был поставлен на учет в 2007 г. Но это не помешало ему спустя три года получить водительское удостоверение. Как выяснилось в ходе проверки, он не только имел «корочки», но и время от времени колесил по мордовским дорогам. 

- Олигофрения в степени выраженной дебильности – безусловное противопоказание к управлению транспортным средством, - отметил прокурор Кадошкинского района Александр Новичков. – Сейчас проводится доследственная проверка.

Для Кадошкинского района подобный случай – первый, но для республики это уже давно не нонсенс. В 2010 году, например, были выявлены аж 20 пациентов Республиканского психоневрологического диспансера, которые вопреки своему диагнозу имели водительские удостоверения.

 

Профессионалы от «винта»

В последнее время Мордовию накрыла целая череда громких дел в отношении наркоманов «на колесах». Не так давно был выявлен водитель, который перевозил пассажиров по 16-у маршруту. Ранее он уже был судим за незаконный оборот наркотических средств, но завязывать с пагубным прошлым явно не собирался. Ежедневно «колоться» дезоморфином и садиться за руль для водителя маршрутки стало привычным делом. 

- Подобные случаи халатного отношения владельцев маршрутных такси к подбору коллектива и его медицинскому осмотру, погоня за прибылью подвергают опасности жизни сотни людей и имеют пугающую постоянность, - сообщила пресс-секретарь УФСКН России по РМ Татьяна Аросланкина. 

Меньше года назад наркополицейскими был задержан водитель одного из таксомоторных парков республики. Мужчина не только потреблял запрещенные средства, но и содержал наркопритон. 

Шокирующие факты регулярно выявляются и на железнодорожном транспорте, а здесь число потенциальных жертв может исчисляться даже не сотнями, а тысячами. 

В 2010 году фигурантами уголовного дела стали сразу четыре помощника машиниста эксплуатационного локомотивного депо «Рузаевка». Каждый из них приговорен к ограничению и лишению свободы за незаконное приобретение, хранение, сбыт запрещенных средств и содержание наркопритона.  

Недавно был осужден помощник машиниста электровоза ЭЛД «Орехово» - уроженец Кочкуровского района. В ходе личного досмотра оперативные сотрудники обнаружили у работника РЖД марихуану. Медицинское освидетельствование показало, что задержанный находился под кайфом. 

Самое печальное, что горе-водители могут менять место работы, при этом, не изменяя своим привычкам. В марте штраф за незаконное приобретение и хранение марихуаны выплатил таксист службы «От винта». На момент задержания он также находился в состоянии наркотического опьянения. После медицинского освидетельствования водитель был поставлен на учет в Республиканский наркологический диспансер. Однако сей факт не помешал ему устроиться помощником  машиниста в ЭЛД «Рузаевка». Наркоман успел проработать на этой должности около двух месяцев, прежде чем был выявлен на очередном медосвидетельствовании. 

 

Пьянь перекатная 

По информации Госавтоинспеции РМ, по вине водителей «под градусом» за 7 месяцев этого года произошло более 70 ДТП, в которых 25 человек погибли и 107 получили травмы. 

Как показывает практика, аварии по вине нетрезвых лихачей влекут тяжкие последствия, люди получают серьезные травмы. Как, например, в Ельниковском районе, в селе Надеждино в начале июля жертвами пьяного водителя стали пешеходы - две женщины и 12-летняя девочка. От полученных травм школьница погибла на месте аварии, другие пострадавшие были доставлены в больницу с тяжелейшими  травмами. 

Еще одно ДТП по вине пьяного водителя произошло 7 августа в Ковылкинском районе - трое пассажиров иномарки госпитализированы. 

- В этом году удалось стабилизировать ситуацию с аварийностью по вине нетрезвых водителей. Однако количество погибших немного, но увеличилось. Ситуация действительно крайне напряженная. И в первую очередь проблема кроется в сознании каждого водителя, - подчеркивает врио начальника Управления Госавтоинспекции МВД по РМ полковник полиции Сергей Гагарин. – Нарушителей не пугают даже большие штрафы: 30000 рублей и лишение права управления на 1,5-2 года, а за повторное нарушение – штраф 50000 рублей. Это говорит исключительно о крайне низком уровне правосознания. Если посмотреть на зарубежный опыт решения проблемы, то, например, в Китае пьяным водителям грозит высшая мера наказания - расстрел. В Японии существует коллективная ответственность. Если водитель нарушил правила дорожного движения, то оштрафован будет не только он сам, но и его пассажиры, так как допустили езду в нетрезвом виде. И суммы штрафов у них значительны - до 3000 долларов. Причем это коснется и тех пассажиров, которые ехали в общественном транспорте, например, в маршрутном такси. Водитель, нарушивший данное правило, кроме уплаты штрафа, может еще сесть в тюрьму лет на 5. Штрафы белорусских водителей за вождение в пьяном виде или под действием наркотиков составляют 300 - 11500 долларов, плюс принудительное лечение от алкоголизма или наркомании. Таким образом, мировое сообщество стремится к ужесточению ответственности водителей за вождение в нетрезвом виде. Тем не менее, повторюсь, если в человеческом сознании не сформируется твердая позиция неукоснительного соблюдения закона, а также неотвратимости наказания, наши водители будут продолжать ездить подшофе, надеясь на авось. 

 

МВД и Минздрав предупреждают

По информации Генпрокуратуры РФ, за три года водительские удостоверения в стране получили 50 тысяч представляющих угрозу граждан. Одна из главных причин, «разрешающих» ездить за рулем неадекватным лицам, – ведомственная разобщенность.

Чтобы решить проблему, Минздраву России поручено создать в системе здравоохранения единую базу лиц, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности и связать ее с базой данных органов полиции о лицах, имеющих удостоверения. 

Пока проблема частично решается регулярными сверками сведений о гражданах, получивших права. Однако такой метод контроля эффективен не всегда. Если, к примеру, справка выдана в одном регионе, а права – в другом, то выявить нарушителей крайне сложно. В Минздраве сегодня уже занимаются разработкой регистра неадекватных граждан и тестируют его в пилотных регионах. Если апробация пройдет успешно, то эксперимент в ближайшее время дойдет и до Мордовии. А пока, каждый раз садясь в маршрутку, стоит надеяться только на собственное чутьё…

 

С.Медведева.

 

Цифра:

902 постановления о лишении водительских прав в Мордовии вынесено с начала 2014 г. 

 

Кстати

Автошколы приостановили подготовку водителей

11 августа вступили в силу новые программы обучения будущих участников дорожного движения. Теперь всех кандидатов в водители будут готовить как профессионалов.

Автошколы сегодня переживают не самые лучшие времена. Согласно вступившему в силу приказу Минобрнауки, сотрудники Госавтоинспекции будут выдавать лицензии только после того, как осмотрят учебные помещения, проверят состояние автомобилей и площадки. Вполне вероятно, что такой экзамен выдержат далеко не все. К сведению, такую проверку предстоит пройти 30 самостоятельным автошколам и 14 - при средне-технических учебных учреждениях.

- Нашими сотрудниками будет осуществляться комиссионная проверка материально-технической базы автошкол, далее будет составляться акт, после чего мы уже будем знать количество автошкол, чье обеспечение соответствует новым требованиям, - сообщили в Госавтоинспекции РМ. 

Цель реформы подготовки водителей – снижение аварийности среди начинающих автомобилистов. 

Курс подготовки усложнится и удлинится. Впервые начинающие водители будут получать навыки по психофизическим основам деятельности водителя. Сюда войдет обучение координации внимания, борьба с усталостью и т.д. Кроме того, будущих участников дорожного движения будут учить бесконфликтному общению на дороге. Продолжительность обучения самой популярной категории В увеличится со 106 до 134 академических часов теории  и с 50 до 56 часов вождения. Таким образом, курс обучения составит примерно 3 месяца, соответственно, возрастет и его цена – предполагается, что до 20 тысяч рублей и более. 

Напомним, что 16 новых категорий водительских прав введены законом еще в прошлом году, но получить их никто до сих пор не мог – подготовка велась по старым программам. 


Personal web page Mordovia newspaper (с)