«Опустили» село до деревни |
Жители Больших Мордовских Пошат Ельниковского района возмущены изменениями в административно-территориальном устройстве В Ельниковском муниципальном районе возникла беспрецедентная ситуация. Точнее, в Больших Мордовских Пошатах. Оказывается, только недавно стало известно о том, что этот населенный пункт официально не является селом. Его статус был изменен Законом Республики Мордовия «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства» еще 10 марта 1998 года. Согласно документу, Большие Мордовские Пошаты, выходит, уже 13 лет считаются деревней. Некоторые сельчане, пытавшиеся совершить сделки в сфере земельных отношений и купли-продажи недвижимости, сегодня впервые начали сталкиваться с проблемами.
«Почему не собрали сход граждан?» Перед нами большой энциклопедический справочник «Все о Мордовии» (1998 г.), Известно, что деревня от села отличается, во-первых, размерами: деревня меньше села. Во-вторых, деревней до революции 1917 года называли населенный пункт, в котором нет церкви. Село – большое крестьянское селение, обычно хозяйственный и административный центр для близлежащих деревень. Большие Мордовские Пошаты, по сути, вполне соответствуют такому статусу, поскольку здесь успешно развивается сельхозпредприятие ООО «Луч», исправно функционирует средняя школа, имеется медпункт, работает библиотека, Дом культуры, отделение почтовой связи. На этом фоне непонятно, почему же село надо называть деревней? - Признаться, я и многие односельчане возмущены тем, что об изменениях в административно-территориальном устройстве узнали только через 13 лет после принятия официального документа, - говорит пенсионерка, отставной майор милиции М.А. Кирдяшкина. – Полагаю, что произошла нелепая ошибка при составлении реестра административно-территориальных единиц и населенных пунктов Мордовии, который был установлен в соответствующем Законе РМ в качестве приложения. В Больших Мордовских Пошатах я живу с 1993 года и не помню, чтобы у нас был сход граждан, на котором бы рассматривался вопрос о преобразовании населенного пункта.
Удивляет то, что даже в администрации Большемордовско-Пошатского сельского поселения об изменениях в статусе населенного пункта впервые узнали лишь летом прошлого года. Говорят, приехали из Саранска представители Минюста РФ по Мордовии и решили оказать... юридическую и методическую помощь. В чем она заключалась? Прежде всего, в приведении Устава сельского поселения и других документов в соответствие с Законом РМ «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства» от 10 марта 1998 года. Люди в недоумении: менять паспорта и другие документы, подтверждающие личность? Вообще, следует заметить, что у многих в тех же паспортах разнятся записи. Если в одних случаях записано, что тот или иной человек родился в селе Большие Мордовские Пошаты, то в других – слово «село» вообще отсутствует. Как быть и что делать – не знают пока ни в бюджетных, ни других организациях, действующих на территории Большемордовско-Пошатского сельского поселения. По логике, надо немедленно менять все вывески, на которых обозначен статус села Больших Мордовских Пошат, переделать печати и штампы, внести соответствующие поправки в уставы местных предприятий и организаций. Но ведь на все это потребуется определенная сумма денежных средств. Откуда взять их, скажем, сельской библиотеке, у которой никогда нет лишнего рубля даже на приобретение банки обычной масляной краски?
Год назад народ в Больших Мордовских Пошатах, можно сказать, безмолвствовал. Теперь совершенно иная картина. Люди, узнав, как на сессии сельских депутатов было келейно «уничтожено село», стали предлагать администрации поселения обсудить вынесенное решение публично - на всеобщем сходе граждан. Нынешнее руководство местного органа самоуправления, всецело понимавшие справедливость таких требований, похоже, не хочет обременять себя «лишней головной болью». А вдруг «сверху» пожурят за проведение мероприятия, на котором его участники могут оспорить ситуацию «за село или деревню». Некоторые жители Больших Мордовских Пошат не поленились и обратились за информацией в архивные службы республики. На одном из старых документов читаем, что некогда этот населенный пункт как село входил в состав Пурдошанского района, созданного в 1937 году. Он существовал, наверняка, не одно десятилетие. В принципе, и потом, когда Большие Мордовские Пошаты «прописались» в границах Ельниковского района, они числились в реестре среди сел. Так почему же сегодня «опустили» до уровня деревни? Между прочим, сейчас там постоянно проживают почти 350 человек, развиваются свыше 200 подсобных хозяйств, на личных подворьях содержатся 440 голов свиней (в том числе 140 свиноматок), пасутся на лугах 126 домашних коров, имеется около 40 лошадей.
Сергей и Ольга Ефремовы приехали в Большие Мордовские Пошаты из Ставропольского края. Живут здесь уже восемь лет. Это многодетная семья, где растут и воспитываются четверо детей. - Сначала мы жили в здании школы-интерната, - рассказывает Ольга, - но, заработав собственный капитал, купили в Пошатах добротный дом. Ничего, нам нравится здесь. Все четверо детей родились в Ельниках, а зарегистрированы они в Пошатах. Мы, безусловно, за село, но у чиновников, видно, совсем другой язык в ходу... Любопытный момент. Пятнадцатилетний Саша Дьяков получил свой паспорт в прошлом году, точнее, 28 мая. Казалось бы, в документе некоторые сведения должны строго соответствовать требованиям вышеуказанного Закона РМ, в частности, записи о месте рождения и регистрации места жительства. И что же мы усмотрели в документе подростка? Родился А. Дьяков, как оказалось, вовсе не в деревне, а в селе Мордовские Пошаты. Зарегистрирован же он в селе Большие Мордовские Пошаты. Видите разницу? Сам молодой человек пока что не чувствует себя ущемленным, потому что еще ходит в школу и живет в родительском доме. Однако в перспективе может случиться так, что он вынужден будет разбираться в судебных органах, чтобы доказать ошибочность записей в главном гражданском документе. - Все мы родом из деревни, но нельзя унижать живущих там людей. Наоборот, надо благодарить их за тяжелый крестьянский труд, всячески им помогать. А за село свое мы будем цепляться всеми силами, - резюмировала М.А. Кирдяшкина. – Это ведь не каравай хлеба, от которого можно легко отрезать ломоть... Н. Атласов, |
Personal web page Mordovia newspaper (с) |