Бои за земельные паи

Почему некоторые жители деревни Малькеевка Старошайговского района не могут выделить свои законные доли? 

Борьба за земельные наделы у этих тружеников превратилась в целую эпопею. Даже имея на руках документы на пай, они не могут выделить свою долю. Соответственно, эту землю нельзя ни продать, ни обрабатывать, но это не мешает им получать извещения на уплату земельного  налога. Почему простые жители оказались в паевом капкане – в нашем материале. 

 

«Нас хотят обуть в лапти»

- У нашей семьи четыре пая, то есть 40 гектаров, - рассказывает пенсионерка Анна Волкова. – Только, что толку? Все равно не можем их выделить…

- 40 с лишним лет проработала дояркой, без выходных и проходных, - вступает в беседу Нина Машнова. – Здоровье свое в колхозе оставила, без палочки ходить не могу, но даже зернышка для курочки не получаю. 

- Земельный налог вычитают с пенсии по решению суда, - продолжает ее муж Михаил Алексеевич. - Последний раз четыре тысячи заплатил. Спрашивается: «За что»? За лист бумаги! Мы ничего с паев не имеем, даже не знаем, где конкретно в поле наша доля. 

- Раньше работники колхоза «Имени Чкалова» получили 320 паев, - рассказывает предысторию Иван Машков. – Но в основном эти доли были отданы местному сельхозпредприятию. Осталось только двадцать паев, которые необходимо выделить, но для нас это непосильная задача. За это время несколько пайщиков уже умерло, а «воз» и ныне там. И такая ситуация не только в нашей Малькеевке, подобные примеры есть и в других селах Старошайговского района.

- Что с этими бумажками делать, - вздыхает Анна Морозова, показывая свидетельство на пай. – В местной администрации сказали: подари сельхозпредприятию. Но  я на это не согласна. Почему должна отдать кому-то долю, заработанную своим трудом! Нас хотят обуть в лапти, а земля стоит сотни тысяч рублей!

 

«Была земля наша, а стала ваша?»

Конфликт  у дольщиков с чиновниками длится более семи лет. В 2007 г., как и положено по закону, они сначала дали объявление в газете. Потом было проведено общее собрание, где каждому определили место в земельном квартале. Но тут начались «загвоздки».

- Поставить земельные участки на кадастровый учет не удалось. В 6-м отделении Роснедвижимости Старошайговского района нам сказали, что уже есть один протокол общего собрания, подписанный той же датой, - рассказывает Иван Семенович. – Тогда мы обратились в милицию, чтобы «двойник» был проверен. Но ответ пришел только спустя несколько лет: отказ в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности…

Через год – попытка номер два. Опять объявление в газете, собрание и протокол, который подписали 76 дольщиков и заверила глава администрации Шигонского сельского поселения. Они даже заказали землеустроительное дело, заплатив за него 50 тысяч рублей. Тем не менее, финал оказался непредсказуемым.

- Поставить на кадастровый учет участки опять не получилось. Оказалось, что наши выделы пересекают границы другого земельного участка, выданного в долгосрочную аренду, - поясняет Машков. – Я не понимаю, как такое могло произойти, ведь это долевая собственность!

Дольщики обращались в различные инстанции, дошли даже до МВД РФ, но получали лишь отписки. А потом пришел ответ и из администрации Старошайговского района.

- Суть его в том, что земельные участки, с которыми, пересекаются границы тружеников Малькеевки, не передавались в коллективно-долевую собственность «собственникам бывших земель  колхоза «Имени Чкалова», так как данные земельные участки находились в специальном фонде перераспределения», - рассказывает Иван Семенович. – Получается, была земля наша, а стала ваша? 

 

«Тормоз» дольщиков

Однако Фемида не подтвердила самозахват земель и Верховный суд отказал в иске Ивану Машкову.

- Единственное достижение – сейчас, хотя бы, не платим земельный налог, - рассказывает дольщик. – По этому поводу были суды, но не у всех. Некоторые по сей день платят налог за воздух. Эта ситуация выгодна сельскому поселению, но не нам – дольщикам.

- На этих землях наживаются, - уверен Михаил Лисин. – Их опахивают и засевают, получают прибыль. Подсчитайте сами, даже при урожайности 20 центнеров с гектара получают 80 тонн зерна или как минимум, 400 тысяч рублей в год. 

В администрации Шигонского сельского поселения считают, что дольщики делят шкуру «неубитого медведя».

- У нас первоочередная цель, чтобы хозяйство работало, - сразу расставила приоритеты глава Наталья Соловьева. – Знаете в чем «тормоз» у дольщиков?  На участке, который они хотят взять,  земля выделена Земскову, царство ему небесное. Им сказали, отодвиньтесь на 20 гектаров и ваши участки поставят на кадастровый учет. Они не захотели и залезли на собственность, которая уже выдана – вот из-за чего весь сыр-бор. Увидели миллионную стоимость земли и воображение разыгралось! Почему они считают, что пашут и сеют на их участках? Где эта земля? Выдел долей не сделан!

- Нам хотят предложить землю за 10 километров, - возмущается Иван Семенович. – Только кому она там нужна? Я тоже хочу обрабатывать паи, сеять пшеницу… Мы на собрании специально границы участков распределяли так, чтобы у каждого участки были рядом с домом. Понятно, что земля рядом с деревней – лакомый кусок, поэтому желающих на нее много.

- Закон, как дышло, - вспоминает известную поговорку Анна Морозова. – Кто богатый тому – всё, а простым людям – ничего! Хоть к Президенту обращайся! Может быть, он поможет труженикам-ветеранам?

- Мы пойдем до конца, - уверяет Иван Машков. – Будем оформлять судебный иск. Пусть экспертиза проверит все документы и скажет, кто хозяин? 

Мы будем следить за дальнейшим развитием событий. 

С.Медведева. 

Фото Д.Цыганов.

Кстати

В 2009г. Прокуратура Старошайговского района провела проверку по заявлению дольщиков. В ходе нее было установлено, что ООО «Агрошигонь» использует 220 га земли, находящиеся в собственности 22 дольщиков. Данный участок общество с ограниченной ответственностью использует без правоустанавливающих документов. В связи с этим в отношении директора предприятия было возбуждено административное дело. Нарушитель выплатил штраф. 


Personal web page Mordovia newspaper (с)