Фонд без стимулов

Главный федеральный инспектор по РМ Александр Пыков –  о заработной плате бюджетников, эффективности здравоохранения и проблемах ЖКХ

Как выполняются указы Президента РФ в Мордовии? Зачем создан бюджетный фонд стимулирования? Почему в Мордовии высокая смертность? Как обеспечить сирот жильем?  – об этом и многом другом в интервью журналисту «Мордовии» рассказал Главный федеральный инспектор Александр Пыков. 

 

- Александр Михайлович, недавно Вы посетили учреждения образования и здравоохранения. Расскажите о целях и предварительных итогах проверки.

- Во-первых, хочу сказать, что проверка еще не завершена. Выполняя поручения Президента Российской Федерации и Полномочного представителя Президента в ПФО, взят на контроль ход исполнения известных майских указов, в частности по организации выплаты заработной платы. В республике проверен ряд учреждений образования, здравоохранения и выявлены серьезные нарушения. Как известно, сегодня зарплата зависит не только от тарифной сетки, но и других составляющих, в том числе фонда стимулирования. В бюджетных учреждениях работают комиссии, которые оценивают вклад каждого сотрудника в рабочий процесс. Для этого разработана шкала критериев, на основании которой ставятся баллы и выводится общий показатель, исходя из которого выплачиваются стимулирующие. Приведу конкретный пример. В одной из проверенных больниц Саранска фонд стимулирования составил 40 миллионов рублей, или 60% всего фонда заработной платы, – это огромные суммы. 

Так вот, когда я посмотрел, как формируется балльная система в этом учреждении, то ужаснулся – ничего не изменилось! У всех врачей одинаковое число баллов, тоже самое касается медицинских сестер, видимо, чтобы никого не обидеть. И только в виде исключения у кого-то стимулирующие чуть больше или меньше, то есть сохраняется та самая уравниловка, от которой пытались уйти в соответствии с Указом Президента. 

- Сколько реально получают медицинские работники в этой больнице?

- Средняя заработная плата у врачей - 22 тысячи рублей, порядка 15 тысяч - у среднего и 8 тысяч - у младшего медицинского персонала. При этом всего лишь 25% врачей получают зарплату выше среднего – это руководство и лица с большим стажем, по сути, пенсионеры. У молодых специалистов зачастую нет материального стимула повышать свою категорию и вместе с тем эффективность работы, так как, опять повторюсь, стимулирующие у всех одинаковые. В итоге зарплата 75% врачей,  50% среднего и более 60% младшего медперсонала не достигает плановых показателей, определенных «дорожной картой». 

- Но это, наверное, только одна из проблем в системе здравоохранения?

- Вызывает удивление и тот факт, что в больницах сегодня много руководителей. Зачем главному врачу шесть заместителей, в том числе и по гражданской обороне, когда можно ограничиться главным специалистом или начальником отдела, а сэкономленные средства направить на благие цели. 

Есть и более сложные стратегические задачи. На сегодняшний день в республике из 6147 коек 1380 - сверх норматива, утвержденного Минздравом РФ.

- Значит, лечить у нас стали лучше?

- По данным ФОМС, за 90 дней 35% больных, пролеченных в районных больницах, возвращаются обратно в учреждения здравоохранения. Значит, лечебный эффект отсутствует. В больницах нужно не лежать, а лечиться! Пропить таблетки можно и дома. 

К тому же, в Мордовии самый высокий уровень смертности при самой низкой рождаемости в Приволжском федеральном округе. Это значит, что в оказании медицинской помощи есть серьезные проблемы, и во многом они связаны опять-таки с недостаточным стимулированием врачей и медицинских сестер.

- А что можно сказать про стимулирование педагогических работников?

- Ситуация приблизительно одинаковая. Фонд стимулирования используется не как мотивационный, а как дополнительный приработок. Его смысл в том, чтобы молодой педагог мог заработать больше стажиста за счет внеклассной, общественной работы, научной деятельности. Сегодня допустимо, чтобы местная администрация увеличила число критериев, оценивающих деятельность работника, но это почему-то не практикуется.

В качестве положительного примера хочу привести детский сад Атемара Лямбирского района, где добросовестно учитывается вклад каждого сотрудника. Как результат - у педагогов, повышающих эффективность работы, достойные зарплаты. 

- Но там были выявлены нарушения другого рода. Один корпус садика является аварийным, и, тем не менее, принимает детей.

-  Это безобразие! В корпусе, где находятся 60 детей, разрушается кирпичная кладка, отваливается штукатурка, протекает крыша… Еще в 2010 году прокуратура вынесла протест на эксплуатацию корпуса, затем было соответствующее решение суда, но оно так и не исполнено. Теперь глава администрации Лямбирского района должен в течение недели этот вопрос решить: корпус будет закрыт на капитальный ремонт, при этом детей должны обеспечить местами в дошкольном учреждении. 

Эта проблема появилась не сегодня. В свое время можно было отремонтировать кровлю и сохранить здание. Но этого не было сделано, хотя, когда готовились к Всероссийскому форуму сельских поселений, привели в порядок и Дом культуры, и социальную инфраструктуру. Садик, который стоит в стороне, так и остался без внимания. Это показатель чиновничьего равнодушия. Дом культуры мог еще потерпеть, чего не скажешь о детях.

- Вы контролируете работу интернатных учреждений. В каком они сегодня состоянии?

- Те учреждения, которые не ремонтировались в течение 50-60 лет, находятся в плачевном состоянии. Существует серьезный недостаток выделенных средств на питание, медикаменты, одежду и т.д., не говоря уже о ремонте. Я не знаю ни одного детдома, где бы хватало денег. 

В настоящее время многие интернаты приведены в надлежащий вид за счет резервного фонда Президента РФ. Очередной транш в республику, а это 10 миллионов рублей, поступил на ремонт Кочелаевского детского дома в Ковылкинском районе. Сейчас проводится работа над тем, чтобы получить еще один транш для коррекционной школы-интерната в Ардатове.

- Александр Михайлович, с какими проблемами к Вам чаще всего обращаются обычные граждане? 

- ЖКХ и жилье, в том числе детям-сиротам. На сегодня, к сожалению, в республике не реализуется программа по строительству жилья эконом-класса. Хотя можно было бы за счет бюджетных средств построить жилье и сдавать в аренду погорельцам и другим людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Естественно, стоимость аренды должна быть минимальной. Понятно, что это не прибыльное дело, но социально значимое. Тем более, что в дальнейшем эти граждане могут изъявить желание выкупить доступные квартиры.

Не всех сирот удается обеспечить жильем, потому что недостаточно выделяется средств. На этот год жильем планируется обеспечить 250 детей-сирот, а всего их 1180, и каждый год это число растет. Хотя эту проблему можно было закрыть уже давно. 

- Вернемся к проблемам ЖКХ. На Ваш взгляд, как навести порядок в сфере, которую называют черной дырой?

- ЖКХ стало притчей во языцех. При старой схеме, когда управляющими компаниями в Саранске были домоуправления, накопились огромные долги перед ресурсоснабжающими организациями. Теперь появились четыре ГУКа, но лучше не стало – задолженности также растут, потому что этим делом занимаются одни и те же люди. Более того, некоторые из них аффилированы с представителями власти. Как навести порядок, если Саранский расчетный центр, через который перечисляются десятки миллионов рублей в месяц, имеет уставный капитал в 10 тысяч рублей?! Это допустимо с точки зрения закона, но противоречит здравому смыслу.

Лицензирование в сфере ЖКХ поможет в качестве одной из мер, но для решения проблемы требуется комплексный подход. Необходимо избегать формализма и обязательно вовлекать в эту работу широкую общественность, о чем говорит Президент. Когда контроль усилится, результат не заставит себя ждать. 

С.Медведева.

Фото Н.Каранов.


Personal web page Mordovia newspaper (с)