Многодетная семья Кошкиных зарегистрирована в полуразрушенном бараке
Наталья и Владимир с пятью детьми скитаются по съемным квартирам. Их старшей дочери уже 19 лет, а супруги так и не обзавелись собственными «квадратами». Большое семейство практически живет на чемоданах. За последнее время Кошкины уже сменили шесть квартир и вопрос: «Где жить?» по-прежнему стоит ребром. Скоро им надо снова переезжать…О насущных проблемах многодетной семьи – в нашем материале.
Семеро – по лавкам
Наталья и Владимир – уроженцы с. Трофимовщина Ромодановского района. Здесь они двадцать лет назад получили времянку, в которой числятся по сей день, хотя уже давно скитаются по съемным квартирам.
В сельском бараке Кошкины жили лет девять, пока это было возможно. Благоустраивали старый дом собственными силами, хотя он не является их собственностью, и даже перестилали полы.
- Сколько лет этому дому, никто не знает, наверное, лет сто, - рассказывает Наталья Николаевна, показывая фотографии места регистрации. - Там и учителя жили, и рабочие… Мы даже технический паспорт на него не смогли найти, а о состоянии дома и говорить страшно! Только кого это волнует? Раз людей прописывают, значит, считают его нормальным, а там фильм про войну снимать можно: ни окон, ни дверей - полная разруха.
Конечно, сначала были и окна, и двери, но как только потекла крыша и стал рушиться потолок, семье пришлось срочно съехать. Кошкины поселилась у мамы Натальи в этом же селе, но здесь прожили недолго. Случилась беда – отчий дом сгорел, и многодетная семья осталась без постоянной крыши над головой.
- Сейчас мы всемером зарегистрированы в разрушенном бараке. Все понимают, что это фиктивная прописка и жить там нельзя, но другого дома нам не предлагают, - сокрушается многодетная мама.
Свободного жилья нет
После ЧП Кошкины переехали в Ромоданово, и здесь скоро уже сменят шестую квартиру.
- Найти жилье с пятью детьми – серьезная проблема, хотя мы следим за порядком и исправно платим, - признаются супруги. – В прошлом году, когда нас лютой зимой на улицу выставили, настоящий шок испытали! Никто не хочет сдать квартиру большой семье. Домик, который сейчас снимаем, продается, а значит, скоро снова будем переезжать.
Жилищный вопрос плавно переходит в бытовой. На новом месте у них не будет воды, а это для семейства с маленькими детьми просто катастрофа.
- Там заброшенный колодец, из которого пить нельзя, - поясняет Наталья. - Как будем выходить из положения? Наверное, придется просить воды у соседей, но бутылками не натаскаешься. Надо не только попить, но и помыться, постирать…Обидно, что многодетным приходится жить в ТАКИХ условиях. Мы даже ремонт не можем сделать, постоянно живем на чемоданах.
Кошкины не раз обращались в местную администрацию, но понимания не нашли. «В связи с отсутствием свободных помещений в жилом фонде выделить жилье из маневренного фонда, невозможно» - получили они ответ от главы Ромодановского муниципального района С.В. Чалова.
- Даже банального внимания не дождешься, зато открыто осуждают. «Зачем столько детей нарожала?»,- говорят так, как будто мои дети у них хлеба просят. Неужели люди не понимают, что дети – это счастье и смысл жизни! Мы не жалуемся и не требуем хоромы, просим хотя бы нормальной крыши над головой! Я писала в различные структуры, но получала лишь две тысячи рублей, как лицо, попавшее в трудную жизненную ситуацию.
В очереди – 5143-и
По ходатайству администрации Ромодановского района в 2012 г. Кошкины были включены в книгу учета претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья. В конце 2013г. они состояли под номером 5143, в том числе среди многодетных – 553-и.
«Социальные выплаты удовлетворяются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущий финансовый год, - поясняет официальный ответ Министерства социальной защиты населения РМ, - поэтому вопрос о предоставлении вашей семье социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, будет рассматриваться в порядке очередности».
- Очередь движется медленно, а ждать жилья с каждым годом становится все сложнее, - сетуют супруги. – Детям требуется все больше пространства. Хорошо, что старшая дочка Юлия уже выросла и учится в педагогическом колледже. Пока у нас две школьницы: Лилия и Виктория, а через два года и Софья сядет за парту. Скоро и до младшей Полины очередь дойдет. У каждой девочки должно быть место для занятий, а у нас даже своего дома нет. Мы и льготами на оплату жилищно-коммунальных услуг не может воспользоваться. Нам негде держать скотину, разбить огород, поэтому о подсобном хозяйстве остается только мечтать…
Так живут все?
Кошкины рассматривали различные варианты улучшения жилищных условий. У них есть федеральный и региональный материнский капитал, но по подсчетам супругов, на покупку дома в Ромоданове такой поддержки будет недостаточно. Жилищные кредиты большая семья, где работает только глава семейства, просто не потянет.
- Можно, конечно, купить дом в далеком селе, но надо думать о детях. Девочки уже привыкли жить в Ромоданове, здесь есть Ледовый дворец, что для нас теперь особенно важно. Лиля шесть лет занимается шорт-треком, - поясняет многодетная мама. - Она участвует в различных соревнованиях и показывает хорошие результаты, а переехать в глубинку – значит поставить крест на спорте.
Даже младшие девочки понимают всю серьезность ситуации. Софья постоянно рисует большой дом, где у каждого есть своя комната.
- Если будет свой дом, обязательно усыновим мальчика, а то у нас одни дочки, - говорит Владимир Васильевич. – Мы понимаем, что многодетных много, но когда жилья нет совсем, то должны хоть что-то выделить!
Как подтвердил глава администрации Трофимовщинского сельского поселения Иван Пичугин, ситуация у Кошкиных действительно сложная.
- Дом, где зарегистрирована многодетная семья, считается школьным. Когда люди выселяются, то имущество растаскивается. Дом вообще разобран, остались только стены и крыша. Кто его сейчас за свои деньги благоустраивать будет, там нужны большие вложения, - резюмировал Иван Геннадьевич.
- Я думаю, что всё дело в акте обследования жилищных условий. Заполнили его как под копирку, - считает Наталья. – Глядя на него, у нас действительно все нормально: дом деревянный, комнаты изолированные, отопление печное… Не зря в соцзащите мне сказали, что все так живут. Пусть тогда кто-нибудь из чиновников хотя бы день проведет в нашем доме. Может быть, тогда сразу жилье найдется?
С.Медведева.
Фото Н.Каранов. |