Выпускник детского дома Олег Коновалов уже несколько лет живет на улице
Через две недели он отметит свое 35-летие, но настроение у юбиляра совсем не радостное. Современное общество сделало его бомжем. У Олега нет дома. К тому же, скоро истекает срок временной регистрации и мужчина может остаться без средств к существованию. О непростой судьбе саранского инвалида - в нашем материале.
Выписали в никуда
Олег Коновалов – инвалид 2 группы по общему заболеванию. Вот уже несколько лет его постоянным домом стала улица. Тут он перебивается случайными заработками и перекусывает фаст-фудом, а вечерами находит приют в ночлежке для бомжей. У многих сейчас, наверное, сложилась представление о Коновалове как об асоциальном элементе. Не торопитесь судить… Олег не тунеядец и не алкоголик, не сидит с протянутой рукой, а разгружает тележки на рынках, хотя по состоянию здоровья тяжелый труд ему противопоказан. Его жизнь – это вызов всей системе социальной защиты населения. К сожалению, попав в трудную жизненную ситуацию, человек смог из нее выйти только бомжем. Олег настолько привык к мытарствам, что ему они кажутся нормой. Не то, чтобы он не мечтает о нормальном доме, просто его себе даже не представляет. Семьи у него никогда не было и жил Коновалов в интернатных учреждениях. По сути, постоянной крыши над головой парень лишился после выпуска из Старошайговского ПУ для детей-сирот.
- Потом была армия. Тогда я еще не был инвалидом, - вспоминает Олег. – Затем приехал в Саранск, устроился на завод. Поскольку жилья у меня никакого не было, обратился к городским властям. В 2000 году мне выделили койко-место в общаге, но там я числился недолго.
Сосед по комнате уговорил безродного Олега переехать в Питер. Обещал ему найти хорошую работу. Но для этого ему там нужно было прописаться. Это все, что помнит бездомный.
Согласно штампам в паспорте, Коновалов в один день был выписан из Саранска, причем в Новгородской области и там же прописан в г. Малая Вишера. По этому адресу он, естественно, никогда не жил.
Через два года мужчина оказался выписанным и оттуда. Но о своих проблемах он узнал в Саранске. Зарегистрироваться по прежнему месту оказалось невозможно. По словам Олега, сосед приватизировал комнату на себя и продал ее. С тех пор домом Коновалова стала улица.
Нет дома – нет пособий
За 34 года ему повезло дважды. Во-первых, его временно зарегистрировали по юридическому адресу одной из больниц Лямбирского района, где он постоянно пролечивается. Так, он хотя бы может получать пенсию.
Во-вторых, его пожалели обычные горожане и написали письмо депутату Госсобрания РМ Роману Хайрову.
- Он хороший, трудолюбивый, - рассказывает жительница Саранска Татьяна. – Не пьющий. На бомжа не похож. Всегда чистенько одет, следит за собой. Жалко парня. Он как ребенок наивный, его легко обмануть, а помочь ему некому. Он сильно заикается и сам отстаивать свои интересы не может. Не виноват человек, что у него судьба тяжелая. Он и заболел от такой жизни: кругом стрессы и переживания. Ему обязательно должны помочь…
Уже больше полугода Роман Хайров в защиту бездомного шлет запросы в различные структуры. К сожалению, в мошеннических действиях, в связи со сроком давности, вряд ли удастся разобраться. «Прошлое уже не вернуть, но настоящее изменить можно», - уверен депутат.
По просьбе народного избранника была разработана программа социальной реабилитации Коновалова. Там даны конкретные рекомендации, в том числе и по содействию в трудоустройстве. Но все это не работает, поскольку у человека нет постоянной прописки: он не может обратиться на биржу, встать в очередь на жилье, получать материальную помощь и т.д. А в октябре заканчивается регистрация в больнице и Олег рискует остаться без пенсии.
Получается порочный круг, который непросто разрубить депутату и невозможно человеку с улицы. Среди множества структур у нас нет той единственной, которая конкретно решала бы проблемы бездомных.
Доказать свой статус
Но сейчас у Олега хотя бы появилась надежда. Он узнал, что может получить жилье как сирота. Правда, этот статус ему еще предстоит доказать. Хотя и жил Коновалов в интернатах, и не видел своих родителей, у него нет подтверждающих документов об их смерти или лишении их родительских прав. Официальных сведений из его биографии немного. Как сообщили в Министерстве образования РМ, в Рузаевский детский дом Олег поступил, когда ему не было и 5 лет – «в связи со смертью своей матери. Сведения об отце отсутствуют». Через два года мальчика перевели в Краснослободский детский дом №4, где он находился на полном государственном обеспечении.
- Свидетельство о рождении Коновалова и справка из органов ЗАГС в его личном деле отсутствует, то есть сведения об отце необходимо устанавливать дополнительно, - пояснили в Минобразовании РМ. – В случае, если отец Коновалова был записан со слов матери, после ее смерти ребенок относился к категории детей-сирот, а если, по документам, он имел отца – к категории детей, фактически оставшихся без попечения родителей.
Тогда возникают резонные вопросы: «Отчего этого никто не сделал раньше, по горячим следам?» Почему Олегу придется доказывать свой статус сироты в 35 лет и почему воспитанника интерната сразу не обеспечили жильем? Тем более в официальном ответе Минобразования РМ подчеркнуто: «Сведения о закреплении жилого помещения за Коноваловым и о выделении ему какого-либо помещения отсутствуют». Значит, человека выпустили на улицу, в никуда и никто в дальнейшем не интересовался его судьбой. Это еще раз объясняет, почему только немногие детдомовцы находят себя в жизни, а остальные спиваются и попадают в тюрьмы.
Сейчас Роман Хайров помогает бездомному восстановить утерянные записи. Тогда Олег сможет обратиться в суд, чтобы доказать свой статус сироты.
- Но на это нужно время, а мне сейчас хотя бы временное койко-место, - говорит бездомный. – Я ни на кого не обижаюсь. Жаль, что скоро опять придется верхнюю одежду выбрасывать - мне ее оставить негде, а осенью снова новую покупать. Главное, что зиму пережил, а там, как Бог…
Надеемся, что Коноваловым заинтересуется еще и Прокуратура. Согласно Конституции каждый человек имеет право на жилье, независимо от своего статуса.
С. Медведева.
Фото Н.Каранов. |