«Батяня комбат»

Командир батальона ДПС республиканской Госавтоинспекции Владимир Астунин задержан за «крышевание» подчиненных

Еще одно громкое задержание в Мордовии, и снова в рядах автоинспекторов. На этот раз «улов» сотрудников республиканского УФСБ и Главного управления собственной безопасности МВД России по ПФО был более солидным: в их «сети» угодил командир специализированного батальона ДПС Управления Госавтоинспекции по РМ Владимир Астунин, прослуживший в органах внутренних дел 25 лет. 48-летнего подполковника полиции задержали по подозрению в мошенничестве и вымогательстве взятки у своих же подчиненных. По данным следствия, общая сумма полученной мзды составила 780 тысяч рублей. Интересный момент: один из потерпевших – начальник рузаевского отделения ДПС, тот самый, которого, по версии следствия, на 1,3 миллиона рублей обманул задержанный неделей ранее Рустам Исякаев, работавший в той же должности в Ковылкинском районе…

 

В Пролетарском суде, где решался вопрос об избрании для комбата меры пресечения, Астунин появился в окружении родственников и оперативников. «Никаких комментариев!» - заявил он журналистам, но на камеру, как показалось, все-таки сработал, громко призывая близких держаться и уверяя, что «все будет хорошо». В зале суда подозреваемый вроде бы с удивлением узнал, что у него уже не один, а два адвоката. Чуть позже выяснилось, что имеется и третий, который присутствовать на заседании не смог, поскольку в это время защищал в Верховном суде одного из представителей оргпреступности.

Из материалов дела, озвученных заместителем руководителя отдела по особо важным делам СКР по РМ Алексеем Коняшкиным, следовало, что коррупционной деятельностью подполковник Астунин занялся год назад. В феврале 2013-го он потребовал у подчиненного, только что назначенного заместителем командира 2-й роты ДПС, взятку «за общее покровительство и попустительство по службе». В случае отказа угрожал майору тем, что под надуманным предлогом тот будет привлечен к дисциплинарной ответственности и впоследствии уволен из органов внутренних дел. Замкомроты вынужден был согласиться и, как установило следствие, с февраля по ноябрь 2013 года  частями отдавал Астунину 70 тысяч рублей и «иное имущество стоимостью не менее 200 тысяч рублей». По неофициальным данным, «иное имущество» представляло собой продукты питания. Последнюю часть взятки – 20 тысяч рублей – комбат получил в служебном кабинете 22 ноября.

Не менее интересны два эпизода мошенничества, которые, как считает следствие, Астунин совершил «по итогам» инспекторской проверки в Управлении ГИБДД по РМ, прошедшей в середине сентября 2013 года. В ходе проверки комиссия выявила многочисленные недостатки в организации работы рузаевского и ковылкинского отделений УГИБДД и поставила им неудовлетворительную оценку. Начальников подразделений Александра Мусатова и Николая Матякина ожидало привлечение к дисциплинарной ответственности и, возможно, увольнение из рядов полиции, но в октябре «батяня комбат» заявил, что «штрафникам» можно помочь. Переговоры на эту тему Астунин вел с Мусатовым в своем служебном кабинете. Прикрываясь именем начальника УГИБДД Александра Шелудякова, подполковник будто бы от его лица сообщил, что за взятку в 250 тысяч рублей с каждого главные автоинспекторы районов останутся при должностях, и брался лично «занести» деньги высокому руководителю. После разговора с комбатом Мусатов встретился с Матякиным и рассказал ему о выдвинутых требованиях. 19 октября все в том же служебном кабинете Астунина районные начальники передали подполковнику деньги, которые он оставил себе. Момент передачи крупных сумм зафиксировала видеокамера УФСБ: Мусатов действовал в рамках оперативного эксперимента… 

Однако брать подозреваемого сразу не стали. Он был задержан лишь спустя три месяца, 21 января  в 16.40 в служебном кабинете. Обыск по месту работы подполковника ничего не дал, а вот в квартире его сестры были обнаружены 5 миллионов рублей. Деньги были упакованы и уложены в жестяную коробку.

В суде представитель следствия ходатайствовал о заключении Астунина под стражу, утверждая, что в противном случае он может скрыться, оказать давление на следствие, психологическое воздействие на потерпевших и т.д. Точка зрения потерпевших по этому поводу осталась неизвестной: на заседание они не явились, оповестив следователя о том, что находятся на больничном. В свою очередь Владимир Астунин, написавший явку с повинной, против заключения под стражу возражал и просил применить к нему домашний арест. 

- Куда же я сбегу?.. Зачем мне прятаться?.. Даже в мыслях такого не было… И давление я ни на кого оказать не смогу, мне же нельзя будет выходить из дома, - рассуждал он. – Я не такой человек, я всегда был на виду, работал честно (в свете последних событий это словосочетание прозвучало странно – ред.), сами видите, сколько у меня поощрений… 

Поощрений у Астунина действительно много – ведомственные награды, почетные грамоты, благодарственные письма, в том числе от прежнего руководителя ГИБДД России Виктора Кирьянова, а также Благодарность Главы Мордовии, которую он получил в 2010 году. Кроме того, несколько лет назад комбат полгода провел  в командировке в Чечне. «Никому такого не пожелаю!» – высказался подполковник, когда суд удалился в совещательную комнату. Подозреваемый, его родственники и защита до последнего момента надеялись, что его отпустят под домашний арест. Однако с учетом тяжести преступлений и сопутствующих обстоятельств суд вынес постановление об аресте Астунина. Пока на два месяца.

Тем временем оперативники собственной безопасности МВД по РМ проводят по данным фактам служебную проверку. Как заявили в пресс-службе ведомства, по ее результатам комбат будет уволен из органов внутренних дел (пока он даже не отстранен от должности), а его непосредственные руководители – привлечены к строгой дисциплинарной ответственности.


Personal web page Mordovia newspaper (с)