Озарение от Христа

Энтузиаст из Дубенок Александр Русскин открыл у себя дома краеведческий музей

Давно замечено, что большинство музеев создается упорством и настойчивостью энтузиастов. Их творчество привлекает задушевными признаниями в любви к родному краю. В селе Дубенки тоже есть человек, который бережно хранит историю здешних мест для своего народа, будущих поколений. Зовут его Александр Николаевич Русскин. Он, пожалуй, впервые в Мордовии открыл у себя дома краеведческий музей, куда вот уже четвертый год не прерывается людской поток. На экскурсию идут группами, семьями и в одиночку.

 

 Этот музей, на первый взгляд, не очень-то большой, уместившийся в одной комнате обыкновенного деревенского домика. Но стоило нам шагнуть за порог избы, как  почувствовали себя иначе. Все обыденное и суетное осталось там, по ту сторону порога. А тут, внутри, уже другой мир – сокровенной памяти и уважения. Войти в него можно только с чистым сердцем и добрыми помыслами.

Что подвигло сельского жителя на то, чтобы построить у себя на огороде еще один дом и разместить там коллекцию старых вещей и предметов? К тому же, в Дубенках уже есть солидный краеведческий музей, который финансово поддерживается республиканским бюджетом. Все произошло после автомобильной аварии, куда попал и А.И. Русскин.

В 2004 году Александру Николаевичу пришлось испытать тяжелейший стресс после трагедии на дороге в черте поселка Луховка Октябрьского района. Машина «скорой помощи» доставила его в четвертую городскую больницу Саранска. Сначала – реанимация, две сложнейших операции, затем – несколько месяцев в гипсе и, наконец, инвалидность первой группы. Мужчина, долгое время проработавший в управленческих органах Дубенского района,  стал сильно переживать за свою судьбу. Благо, всячески старались подержать его близкие и родные, в том числе супруга Ольга Ивановна. Они-то и помогли ему сначала подняться на ноги, потом научили заново ходить.

- Что греха таить, у меня и с головой-то, видимо, не все в порядке было после аварии, -  рассказывает А.Н. Русскин. – Считайте, уже побывал на том свете. Может, поэтому на все начал смотреть как-то по-другому.

Однажды Александр Николаевич стал перебирать дрова в сарае у дочери. Дом ей купили в соседях, в котором раньше жил известный во всей округе художник Н.Г. Сакалкин. Так вот, перекладывая дрова, в руках у Александра Николаевича внезапно оказалось не полено, а какой-то гладкий толстый брусок, на котором четко были видны фрагменты  непонятного рисунка. Не прошло и полчаса, как в дровах обнаружились другие загадочные находки.
- Все крашеные предметы сначала сложил в кучу, - вспоминает А.Н. Русскин, - но вскоре меня озарила догадка: это может быть расписной крест! Немедленно стал собирать на земле найденные детали в одно целое. Удивлению не было предела, ведь я увидел на кресте лик распятого Христа...

Потом у А.Н. Русскина появилось желание скрепить все элементы креста с помощью  гвоздей. Уже первый удар молотком стал каким-то знаковым, поскольку он пришелся по пальцу, из которого сильно потекла кровь. Причем она побежала ручейком на то место креста, где были изображены пятна крови от распятия Иисуса. Это чудное явление, как считает Александр Николаевич, и определило его поведенческий этикет в будущей жизни.

Экспонаты для своего музея А.Н. Русскин начал собирать в родном селе Чиндяново, что в 10 километрах от райцентра Дубенки. Земляки поддержали инициативу и охотно стали искать на чердаках, в чуланах и сундуках старые вещи, предметы деревенского быта, которые уже в большинстве своем не используются. Они не имеют особой ценности и за них на рынке не получишь и нескольких сотен рублей, но зато как характеризуют жизнь в деревне конца 19 – начала 20 веков.

Следующим шагом для организатора и вдохновителя частного музея стала перевозка деревянного сруба из Чиндянова в Дубенки. Поставив дом на фундамент, Александр Николаевич начал быстро заполнять его различными экспонатами. И чего только нет теперь в музее! Ткацкий станок, висячая люлька, прялки, лампы, часы, керамическая посуда, сундуки, швейные машинки, предметы мебели, ступы, лари, корыта, корзины, лапти, старинные женские костюмы... Кстати, один из эрзянских костюмов принадлежит одной из пра-
прабабушек создателя музея, и ему, по оценкам специалистов, не менее 300 лет(!)

Поразительно, но факт: такого нарядного и прочного костюма нет даже в районном краеведческом музее. Может, поэтому Русскины особо гордятся им и с удовольствием отдают его «на прокат», когда в Дубенском районе проводят большие праздники с национальным колоритом.

Привлекает в музее уголок, где расположено несколько картин, написанных уроженцами Дубенского района Н.Г. Сакалкиным и В.П. Хлыновым. Жаль, что Русскину удалось спасти только эти произведения, а большинство, говорит, видимо, сожги в печке вместо топлива или проданы за небольшие деньги на сторону. Произошла непоправимая ошибка: самые яркие и впечатлительные работы члена Союза художников СССР В.П. Хлынова, написанные в стиле другого талантливого мордовского художника – Ф.В. Сычкова, можно сказать, исчезли навсегда. Потому что несколько лет назад они были приобретены перекупщиками, приезжавшими в Дубенки с Урала.

В настоящее время в краеведческом музее А.Н. Русскина насчитывается около 1500 экспонатов. Понятно, что это не предел, поскольку энтузиаст не намерен останавливаться на достигнутом. Он и сейчас много ездит по селам и деревням Дубенского района, выезжает даже в Ульяновскую область. И, как нам показалось, в храме народной памяти теперь становится немного тесновато. Впрочем, об этом знает и сам хозяин.

- В следующем году буду отмечать 60-летие со дня рождения,- рассказывает Александр Николаевич. – Полагаю, что к этой дате успею возвести еще одну постройку. Там тоже будут размещаться музейные экспонаты. В перспективе все будет сделано, как положено: составление каталога, описание предметов, расстановка их по тематическим разделам. Необходимую помощь и консультацию в этом деле, надеюсь, окажет мой сосед – известный в Дубенском районе журналист и краевед Н.С. Малясов.

В современных условиях, когда военно-патриотическое и гражданское воспитание молодежи становится во главу общегосударственной политики, деятельность музеев приобретает особую значимость. В доме у Русскиных нередко звучат торжественные речи, раздаются аплодисменты. Посещения школьниками частного музея позволяют лучше понять события прошлой жизни, открывать для себя мир новых таинственных находок. Любопытно: только в музее А.Н. Русскина можно узнать о том, что лишь в селе Чиндяново Дубенского района насчитывается на сегодня свыше 40 родников. Среди экспонатов висит карта, где отчетливо обозначены эти природные источники. И в этом тоже преуспел создатель частного музея, правда, не без помощи своих единомышленников.

- Было бы здорово, если аналогичным образом навели бы порядок в учете родников всего района, - говорит А.Н. Русскин. – Пока что эта работа, к сожалению, пущена на самотек. Известно, большинство руководителей местных органов власти вовсе не утруждают себя тем, чтобы вернуть своим родникам не только живительную силу, но и их старинные названия. Ведь это тоже является частью нашей истории, людской памяти...

М. Ветров,
Дубенский район.


Personal web page Mordovia newspaper (с)