День жестянщика! |
Первые настоящие заморозки вот-вот наступят. Не за горами дожди с мокрым снегом, по ночам температура будет опускаться до минус трех градусов. Водителям и пешеходам вновь придётся приспосабливаться к меняющимся дорожным условиям. Чем чреват переход осени в зиму и как к нему подготовиться?
Скользкая дорога Понятно. Здесь арифметика простая — на асфальте для остановки с 50 км/ч легковому автомобилю среднего класса, оснащённому хорошей шипованной резиной и AБС, требуется 15-17 метров, на льду — около 40. У этого же автомобиля на летней резине тормозной путь на льду увеличивается до 70-80 метров, у грузовиков и автобусов, «обутых» во всесезонку, и того больше. Вероятность потери управления и возникновения заносов сильно возрастает.
Первые заморозки Первые заморозки особенно коварны! Вроде бы ничего не предвещает беды: лёгкий морозец, ясно, осадков нет, сцепление, вроде, хорошее, едешь себе — и вдруг в повороте улетаешь в кювет. В чём дело? Атмосферная влага, конденсируясь на холодном полотне, превращается в слой тончайшего, так называемого, «чёрного льда». При этом по виду скользкая дорога абсолютно ничем не отличается от сухого шершавого асфальта. Туман в минусовую температуру, иней на деревьях и окружающих объектах — верные признаки того, что дорожное полотно покрыто тонким слоем льда. Всё это справедливо, естественно, не только для первых ночных заморозков. Универсальный рецепт безопасности: следим за температурой и постоянно контролируем состояние покрытия. В помощь — домашний и штатный автомобильный термометры, RDS, телерадиосводки и, конечно же, Интернет (Погода@Mail.Ru, Gismeteo). Приучите себя замечать состояние покрытия ещё на подходе к автомобилю, пошаркайте обувью — это же так просто! Но и это совершенно не гарантирует безопасности. В межсезонье невидимая наледь, образовавшаяся на дороге ночью, даже днём может долго сохраняться при плюсовой температуре воздуха, например, в тени или если просто пасмурно. Будучи за рулём, периодически «прощупывайте» покрытие, делайте этакие чек-пойнты. Проверяем с осторожностью на прямой и в отсутствие поблизости других участников движения: импульсом тормознули — поехали дальше, придавили газ — и далее спокойно. Проскальзывания колёс, срабатывание противобуксовочной системы и AБС всё сразу покажут. Так вы, кстати, набиваете руку (или, скорее, ногу) и собираете бесценный опыт. Спустя какое-то время даже новички при помощи такого нехитрого способа смогут определять качество сцепления шин с дорогой и опасность срыва в скольжение.
Переходы, перекрёстки, остановки Наиболее скользко при минусовой температуре и снегопаде там, где автомобили часто тормозят и разгоняются — снег спрессовывается и превращается в лёд, а лёд, вдобавок ко всему, полируется колёсами. Это места перед пешеходными переходами, перекрёстками и остановками общественного транспорта. Помним об этом, тормозим заблаговременно, не откладывая замедление на последние метры. Перед перёкрестками учитываем — даже если у вас главная дорога, не факт, что идущий наперерез по второстепенной грузовик успеет остановиться. Притормозите, оглядитесь, перепроверьте — не убудет. Перед стартом на «зелёный» обождите пару-тройку секунд, даже если вам сзади сигналят — не реагируйте, трогаться лучше плавно, прикрыв правую и левую сторону другими стартующими параллельно автомобилями. Здоровее будете.
Мосты, эстакады, путепроводы Конструкция и полотно мостов-эстакад, обдуваемые ветром, быстрее охлаждаются и быстрее обмерзают, чем покрытие дорог, проложенных по земле. Об этой «подставе» межсезонья многие не знают. Так что осторожность и внимание на максимум — следим и за встречными, и за попутными. Стратегия следующая: если видите, что за мостом пробка или какие-то затруднения, начинаем тормозить ещё до моста, поскольку на нём это может оказаться невозможным. Сразу после обледеневшего моста тоже тормозить опасно — вполне вероятно, что едущий за вами эту статью не читал. Особое внимание металлическим стыкам путепроводов, трамвайным или железнодорожным путям — металлические элементы охлаждаются и покрываются льдом быстрее, чем толща асфальтобетонного покрытия.
Обзорность
Обзорность — краеугольный камень безопасности. Пока есть время — проверяем работоспособность светотехники, передних и задних противотуманных фар и фонарей, подогревов стёкол и зеркал. С наступлением осени и зимы мы всё больше и больше времени проводим в сумерках и темноте в условиях дождей и снегопадов. Меняем при необходимости «дворники» — нет ничего хуже разводов, размывающих контуры объектов на дороге. Срок службы щёток при нормальной эксплуатации автомобиля, как правило, — три месяца. Из строя их выводят — абразивный износ, перепады температур и ультрафиолет. Заранее запасаемся «незамерзайкой» и заливаем её в систему, не дожидаясь, когда термометр уйдёт в минус. Замёрзшая вода надолго лишает хорошей обзорности — помните о грязи, которая появляется на дорогах и в воздухе в результате действия реагентов? Жирная плёнка на окнах и фарах особенно сильно мешает в тёмное время суток. Попробуй в таких условиях «выцепить» из окружающей обстановки тёмных пешеходов! Если же вода в бачке всё-таки замёрзла и омыватель не работает — «отогреться» можно в тёплом сервисе или на отапливаемой парковке. Ещё вариант: можно включить двигатель, прогреть подкапотное пространство и салон, а также долить в бачок предварительно подогретой незамерзающей жидкости, спирта, или просто водки — так лёд в бачке и трубках растает быстрее. Вместе с «незамерзайкой» кладём в багажник щётку для снега и скребок. Чтобы конденсат и наледь на внутренних поверхностях стёкол не мешали обзору, активируем и направляем дефлекторы обдува в нужные зоны (центральные воздуховоды можно перекрыть), выставляем комфортную температуру и включаем кондиционер, последний в данном случае нам нужен только как осушитель. Но если у вас кондиционера нет, для удаления влаги со стёкол достаточно немного открыть окна, приподнять температуру и сделать обдув интенсивнее. Внимание(!) — горячий воздух на лобовое стекло в мороз резко лучше не направлять — может треснуть.
Снегопад Помним — обильный снегопад снижает видимость и сильно ухудшает сцепные свойства. Опасны как рыхлый, так и спрессованный проходящими машинами снег (накат). Внимание! Наихудшее из всех покрытий — лёд, скрытый под толстым рыхлым слоем снега. В этом случае ни грунтозацепы, ни ламели (мелкая нарезка на резине) толком не работают, шипы до льда попросту не достают и не могут в него вгрызться. Что делаем? Снижаем скорость, увеличиваем интервалы, тормозим заранее. Маневрируем и разгоняемся крайне плавно и осторожно — дабы не спровоцировать боковые скольжения. А вообще, настоятельно рекомендуем каждый год проходить практические курсы контраварийной подготовки.
Пешеходы и дети Пешеходам тоже нужно делать поправку на ухудшение сцепления. Основные рекомендации: — Включайте внимание, смотрите под ноги и по сторонам; — Не спешите и действуйте «с запасом»! Целее будете; — Ждите разрешающий сигнал светофора (автобус, маршрутку) на тротуаре — подальше от проезжей части и автомобильного потока. И не надо переходить улицу на лыжах, коньках (или что там у вас?). — НИКОГДА НЕ ТАЩИТЕ ЧЕРЕЗ ДОРОГУ ЗА СОБОЙ РЕБЁНКА НА САНКАХ — только на руках. В истории немало случаев, когда дети вываливались на дорогу (особенно в момент, когда санки заезжали на бордюр или сугроб). Перед тем, как выходить на проезжую часть, — трижды оцените условия, дистанцию и способность автомобилей «если что» остановиться. Вдруг по неготовности поскользнётесь, переходя дорогу? Вы уверены, что водитель, перед которым вы выскочили, перестроился на «зимний лад» и сменил резину? Что если до сего момента он не знал, какое покрытие под колёсами? А ведь автобусы и грузовики круглогодично эксплуатируются на нешипованной демисезонной резине! При такой «двухсторонней» неготовности потерять здоровье и жизнь проще всего. Не забудьте в рамках очередного семейного «консилиума» озвучить всё вышеописанное своим детям, родным и близким. От кого, как не от вас, они об этом узнают? Будьте внимательны, аккуратны, благоразумны, спокойны и позитивны. Постоянно повышайте своё мастерство. Никогда никуда не спешите. Пристёгивайтесь сами и пристёгивайте своих близких всегда и везде, где это возможно, независимо от обстоятельств и мест действия. Выбирайте при покупке автомобиль с AБС, ESP и максимальным количеством подушек безопасности.
«День жестянщика» В «день жестянщика», то есть когда «для всех неожиданно становится скользко» и когда количество аварий превышает все разумные и неразумные пределы, лучше вообще отказаться от поездок. Да, вы подготовились — поменяли заранее резину, настроились и в курсе всех опасностей. А остальные участники движения? А коммунальщики? А снегоуборочная техника? Зачем рисковать и попадать в «замесы», спровоцированные другими менее опытными и недальновидными? Рецепт тот же — следим за прогнозами, и при наступлении «красного дня календаря» по возможности планируем провести его без личного авто. Пусть этот и, возможно, ещё пару следующих дней естественного отбора пройдут без вашего участия. К тому же, сэкономите время, не простаивая в жутких пробках. Но если всё-таки без автомобиля вам не обойтись, помните — ваша задача сейчас сводится к тому, чтобы предвидеть и компенсировать ошибки других участников движения, для которых скользкая дорога стала неожиданностью. Понимание, предусмотрительность и помощь — это главные вещи, которые на страже вашего здоровья и здоровья окружающих. |
Personal web page Mordovia newspaper (с) |