Узники кирпичного магната

Супруги из Мордовии полтора месяца провели в рабстве в Дагестане

Не иначе как чудом можно назвать освобождение жителей Мордовии из рабства, в которое они попали, согласившись поработать в Дагестане. 8 сентября гражданских супругов Олесю и Сергея на одном из кирпичных заводов, расположенном в окрестностях Каспийска, совершенно случайно обнаружили активисты движения «Альтернатива». Волонтеры искали попавшего в рабство жителя Башкирии и нашли в том числе пару из Мордовии. 

 

Выпил пива – очнулся в неволе

Ребятам из движения «Альтернатива» не в первый раз приходится освобождать людей из рабства. Только за год они вызволили из «трудового» плена несколько десятков человек, в том числе и жителя Саранска, спасенного в мае этого года. А в начале сентября в «Альтернативу» обратилась мать 34-летнего Вадима Кучербаева. Житель Башкирии пропал 10 июня этого года в Екатеринбурге, куда приехал учиться на сливщика. Уже после освобождения Вадим рассказал, что в Екатеринбурге какие-то люди предложили ему работу,  затем угостили пивом, а что было потом, он не помнит… 

Три месяца Сара Кучербаева безрезультатно искала сына через полицию и программу «Жди меня», а затем Вадим вышел на связь сам. Мужчина написал матери в соцсети, что его держат  в рабстве на Северном Кавказе. Более точное местоположение не называл, опасаясь, что об этом станет известно хозяину, и его отправят  в горы. После долгих уговоров Вадим все же решился и рассказал, что находится в поселке Кирпичный у Магомета Раджабова. 

 

Знаковый взгляд

К поискам Вадима волонтеры приступили сразу после звонка Сары Кучербаевой. Вызволять мужчину из рабства поехали представители дагестанского подразделения «Альтернативы». 

- Когда мы освободили Вадима, он рассказал нам, что с завода сбежала семейная пара, их нашли и куда-то увезли. Супругов – Олесю и Сергея – мы обнаружили на соседнем предприятии, которое принадлежит тому же хозяину, - рассказал куратор «Альтернативы» по Дагестану Закир Исмаилов. – Кстати, нам владелец заявил, что все его работники свободны и могут отправиться домой в любое время. То же самое в присутствии хозяина и охранников говорили и Олеся с Сергеем. Но стоило ему отвернуться, как глаза женщины наполнились слезами, и она взглядом дала понять, ЧТО здесь происходит. Я оставил ей номер телефона, прошло около получаса, раздался звонок, Олеся плакала и просила помочь им. Телефон для звонка она выпросила у работника предприятия. Через некоторое время, когда хозяин и охрана уехали на обед, мы забрали ребят. Следующие четыре дня они жили у меня дома, потом мы за свой счет отправили их в Москву. 

 

Классика «пленения»

Олеся и Сергей рассказали, что попали в Дагестан через Москву. В столицу пара прибыла на заработки из зубово-полянского села Подлясово, на улице к ним подошли неизвестные и предложили работу в Дагестане за 30 тысяч рублей в месяц. Не вполне представляя себе ситуацию на Северном Кавказе, супруги согласились на «вербовку». Ужас своего положения они осознали лишь после того, как оказались в Каспийске, и хозяин производства заявил, что купил их за 15 тысяч рублей. 

- «Пока не отработаете деньги, никуда не поедете!» - заявил он «работникам». А отработать, в принципе, невозможно: так называемая зарплата составляет 10 тысяч, а проживание-пропитание – 12. В итоге получается, что люди работают, а долг только увеличивается, - рассказывает лидер движения «Альтернатива» Олег Мельников.- Кстати, ваши земляки попали  в рабство по классическому сценарию, даже цена стандартная – 15 тысяч. Другой популярный способ продемонстрировали на Вадиме Кучербаеве: подмешали что-то в жидкость, и человек пришел в себя уже в другом регионе.

 

Счастливый случай

В Дагестане Олесю определили работать в столовую, Сергея – на разгрузку кирпичей с конвейера. Рабочий день длился с шести часов утра до девяти вечера. Голодом не морили (иначе рабы не смогли бы трудиться), но кормили однообразно: кашей и салом. Пытаясь вырваться на волю, узники испробовали все способы. По словам Исмаилова, Олесе удалось дозвониться до сестры, та заявила о случившемся в правоохранительные органы, женщину объявили в федеральный розыск, но разыскивать так и не стали. «Полиция очень редко нас поддерживает, а в последнем случае просто отказалась помогать», - говорит Закир. Примерно через месяц после заточения в стенах завода Олеся и Сергей попросили владельца отпустить их, но получили отказ. Попытались устроить акцию протеста и не работать, но избиения «убедили» вновь приступить к тяжелому труду. В конце концов Сергей с Олесей сбежали, но и эта попытка оказалась неудачной… Более того, хозяин обещал продать супругов в горы, а оттуда освободиться невозможно ни при каких обстоятельствах. По словам волонтеров, Олеся и Сергей уже не надеялись, что обретут свободу.

…12 сентября в половине третьего ночи дагестанские узники на рейсовом автобусе прибыли из Махачкалы в Москву. Оказавшись в столице, Олеся не смогла сдержать слез радости… Выехать на малую родину супругам удалось только в минувшее воскресенье: с собой у них не было ни копейки; пришлось ждать, пока волонтеры соберут денег на проезд. По словам активистов «Альтернативы», состояние пары можно назвать удовлетворительным, однако им, безусловно, потребуется психологическая реабилитация и отдых… 

В. Филатова.

Кстати

Глобальная проблема

 

- Я бы не сказал, что Дагестан самый проблемный регион  в плане рабства. Случаи использования труда невольников в республике широко известны потому, что в Дагестане у нашего движения сложилась крепкая команда единомышленников, - говорит Олег Мельников. – В Москве творится не меньший произвол. Один только случай в Гольяново, когда владелица продуктового магазина более 10 лет измывалась над людьми, чего стоит. Я даже больше скажу: проблема рабства, на мой взгляд, актуальна для всего мира. Недавно мы встречались с голландскими коллегами, выяснилось, что у них в качестве рабов используют граждан Польши. В Польше, насколько известно, то же самое происходит с украинцами. У нас на Северном Кавказе загоняют в рабство славян, а в Подмосковье – мигрантов из стран Средней Азии… Безусловно, в нашей деятельности присутствуют и опасность, и страх. Но когда находишь людей, которые надеются на помощь, или, наоборот, отчаялись ее ожидать, страх отступает, и опасность уже не кажется такой серьезной.

 


Personal web page Mordovia newspaper (с)