Тайны чамзинских карьеров

Когда в районе, наконец-то, займутся рекультивацией «опочных оврагов»?

С карьерами в Чамзинском районе, пожалуй, «гуще всех» в Мордовии. Почему – понятно большинству населения. На этой территории, как известно, сосредоточено крупнейшее предприятие по производству цемента – одного из главных составляющих многих строительных материалов. Знаем и о том, какую важную роль играет это направление хозяйственной деятельности в развитии социально-экономической жизни нашей республики. Однако речь сегодня о другом – многочисленных карьерных выемках и отвалах, которые образуются при добыче опоки открытым способом. Они в Чамзинском районе в настоящее время, можно сказать, в бесхозном состоянии…

 

Полезные ископаемые и полезное дело – всё ясно с точки зрения экономического мышления. Но как быть с природой-матушкой, которая ждет от человека взаимной отдачи? Например, что мы оставим будущим поколениям на земле чамзинской, если после добычи той самой опоки не проводить работы по рекультивации поверхности отвалов? По большому счету, можно было бы заниматься планированием и землеванием почвенного слоя, созданием растительного слоя, но ведь этого не делают в Чамзинке. Зачем для товаропроизводителя лишние хлопоты, если глубокие овраги после добычи полезного ископаемого никому особо не мешают? Так ли на самом деле?

Некоторые жители Сабур-Мачкасского поселения Чамзинского муниципального района считают иначе. Вскрышные породы после «сортировки» опоки складируются в виде насыпи и остаются внутри карьера. Глубина карьерных выемок, конечно же, не какая-либо пропасть, как, скажем, на Урале или Кавказе, но многих жителей Мордовии она может удивить с первого взгляда. До 100 и более метров! Не дай Бог, при каких-то природных катаклизмах подобные «овраги», расстилающиеся примерно на 20 километрах, заполнятся водой и в один момент «выйдут из берегов»? Производители строительного материала эту фразу, наверняка, могут отнести к числу абсурдных. Дескать, это может случиться при Всемирном Потопе!?

Потопа, к счастью, пока не зафиксировано в Чамзинском районе. Но жители некоторых улиц села Сабур-Мачкассы жалуются на то, что при определенных  погодных условиях от опочных карьеров ветер тащит неприятные запахи. Более того, в течение двух недель некоторые сельские дома якобы были облеплены большими зелеными мухами. В чем причина? Ни ветеринарные, ни другие надзорные службы по этому поводу до сих пор не делали официальных высказываний, зато сами сельчане предполагают, что в заброшенных карьерах «кто-то осуществляет незаконную утилизацию павших животных и птицы». Нечто скотомогильника получается. Собственно, это и побудило нас выехать на днях на чамзинские карьеры…

Известно, некоторые люди любят кое-что преувеличивать. Другими словами, мы не учуяли зловоний на территории карьерных разработок, несмотря на то, что и «роза ветров» в тот день была в сторону села Сабур-Мачкассы, и температура воздуха достигала почти 30-градусной жары. Однако, видимо, ошиблись в одном – не взяли с собой проводника из местных жителей. Между тем в одном месте, куда наша машина не смогла доехать, обнаружили огромную стаю птиц, в основном, ворон, грачей и сорок. Они кружили в небесах, на небольшой высоте от земли, причем, рядом с карьерными выемками и насыпями.

Здравая логика подсказывала, что здесь что-то не то. Птицы то взлетали, то опускались. Пожалуй, за пищей, которую, по всей вероятности, легко добыть. Речь, понятно, о падали. Вернувшись в село, нас стали упрекать: «Да не туда вы ездили, если ничего не нашли. Или, может, успели закопать трупы животных. Их есть куда спрятать…». Кто знает, может, и умеют прятать концы. Хотя нас предупреждали, что не во всякий карьер можем доехать. В ряде мест, якобы, стоят шлагбаумы и охрана. Там «хозяева» командуют всем и вся. Кстати, в администрации Сабур-Мачкасского сельского поселения, которую возглавляет П.П. Целин, подтвердили, что на территории опочных карьеров имеются отдельные «заставы». Чтобы порядка больше было и безопасно для посторонних людей. Это же хорошо, если так.

 Правда, несколько настораживает один документ, подготовленный специалистами Управления Россельхознадзора по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мордовии и Пензенской области. Они провели согласованную с прокуратурой внеплановую проверку о нарушении правил утилизации биологических отходов одним из мясоперерабатывающих предприятий Чамзинского района. В ходе неё установлено, «что биологические отходы (перо птицы, конфисканты, полученные при убое птицы) на данном предприятии после сбора измельчаются и в железных контейнерах с крышками вывозятся на Сабур-Мачкасский отработанный карьер площадью 574119 кв. метров, расположенный на расстоянии 8 км в юго-восточном направлении от пос. Комсомольский. На отработанном карьере партии биологических отходов утилизируются путем захоронения в землю. Также подтверждены факты по сбросу и утилизации тушек курятины на отработанном карьере путем захоронения в землю».

Это значит, что в жалобах жителей села Сабур-Мачкассы все же есть доля истины. Поэтому в связи с грубыми нарушениями ветеринарного законодательства и ветеринарно-санитарных правил в отношении ООО «Юбилейное» составлен административный протокол, и материалы проверки были переданы в Чамзинский районный суд.

Н. Атласов.


Personal web page Mordovia newspaper (с)