С пенсионерки Саранска Тамары Четверговой написали более тысячи картин
Тамара Ивановна – необычная пенсионерка. Почти в 60 ее пригласили в натурщицы. Женщина решила попробовать и… 16 лет отдала служению искусству. Для сотен начинающих художников Мордовии она была настоящей музой. Знакомые говорят, что за это время ей положено звание «заслуженной натурщицы Мордовии», а она отшучивается: «это было хобби».
Редкая профессия на официальном языке называется «демонстратор пластических поз». Но в жизни таких людей зовут проще – натурщики. Многие считают, что это синоним «обнаженки», но на самом деле нет: есть голая натура и фигура в одежде.
- Мне 59 лет было, когда пригласили в художественное училище. До этого никогда с искусством связана не была. Всю жизнь работала экономистом. Жизнь пенсионера скучна, каждый день одно и то же, поэтому согласилась. Понравилось сразу. Там молодежь, жизнь бьет ключом, вспоминаешь свою молодость, и время в коллективе летит незаметно. Дети поддержали, даже обрадовались, что у меня увлечение появилось.
Несмотря на то, что труд натурщицы тяжел, иногда часами приходится сидеть неподвижно, Тамара Ивановна усталости не замечала. Она даже успевала петь в хоре ветеранов.
- Нужно быть терпеливым человеком, а у меня усидчивость есть. Раньше все время работала за столом, до ночи могла в цифрах разбираться. В основном позировала по два урока подряд, шевелиться иногда разрешали. Мне это давалось легко, даже старалась спину держать, хотя этого никто не просил.
А вот портреты получались разные. На то она и основная задача натурщика – обучающая. У одних работы были очень похожи, как будто все «капельки списали», у других – совсем далеки от оригинала.
- Какой студент – так и рисует, а потом у каждого свое видение, - говорит Тамара Ивановна. - Постановки всегда были разными, но интересными. Позировала в национальных костюмах, за прялкой, с натюрмортом, книгой, со свечой. Всего уже и не вспомнишь. Мимику тоже приходилось менять: то печаль, то радость, то удивление…
Тамара Четвергова за время своей службы искусству даже пошла на «повышение», ее стали звать на постановки в университет. Образ Тамары Ивановны ученики ценили и любили. Им нравились ее глубокие веки, как у барышень 19 века, мягкая пластика и утонченная интеллигентная натура. Ее многочисленные портреты, которые еще называют визиткой студента, разошлись по всей Мордовии и даже за ее пределами.
- В основном сейчас натурщицы – пенсионерки, - рассказывает она. – У молодежи времени нет позировать, да и оплата мизерная. Вряд ли это можно назвать подработкой, просто должна быть увлеченность. Но на обнаженные работы нас, конечно, никогда не звали. Обычно преподаватели сами надевали телесное белье, а на картинах получалось как будто фигуры без одежды…
Вот уже почти год Тамара Ивановна не ходит на постановки – не позволяет здоровье, хотя ее по-прежнему зовут.
- Я не понимаю, почему натурщиков не хватает? Может, не все знают? Это же так интересно! Если бы не здоровье, опять пошла…
С. Медведева. |