Непристегнутый задний пассажир убивает впереди сидящего |
Больше половины сознательных, на первый взгляд, граждан не знают, зачем пристегивать ремень безопасности на заднем сиденье В сезон летних отпусков и массовых загородных поездок на выходные салоны автомобилей часто заполнены людьми до отказа. При этом пристегивать ремень безопасности не забывают в основном только сидящие в передних креслах.
В рамках объявленной накануне программы «Пристегнись» российские социологи опросили 1600 человек из 140 населенных пунктах в 42 регионах. Оказывается, за рулем пристегивается 77% автомобилистов, на сиденье рядом с водителем пристегиваются 70% опрошенных, а на заднем – всего 24% пассажиров. При этом, 14% пассажиров «галерки» не пристегнутся, даже если на этом будет настаивать водитель. Показательно, что в целом женщины пристегиваются чаще мужчин. Интересно, что в то же время 84% всех респондентов известен тот факт, что ремни безопасности уменьшают количество травм и снижают тяжесть ДТП. Между тем, стоит напомнить, что отказавшийся пристегивать ремень безопасности задний пассажир в случае ДТП подвергает опасности не только себя, но и впереди сидящих. Например, при фронтальном столкновении задний пассажир налетает телом на спинку переднего сиденья, складывает или ломает ее и, продолжая движение вперед, прижимает к торпедо и лобовому стеклу находящего на переднем сиденье попутчика. Ремень безопасности, которым зафиксирован передний пассажир (водитель), не способен выдержать массу двоих человек – и передний из них получает тяжелые травмы или гибнет. Если удар не фронтальный, непристегнутый задний пассажир рискует травмироваться о детали интерьера. Еще один часто встречающийся вариант неприятностей для заднего пассажира, который решил не пристегивать ремень безопасности – вылет из машины через дверь или стекло во время кувыркания автомобиля. Естественно, на загородных трассах вероятность подобного исхода существенно выше, поскольку он прямо зависит от скорости автомобилей, участвующих в ДТП. Не пристегиваются водители и пассажиры по разным причинам: одни надеются на авось, другим ремни мешают, а третьи считают, что они могут нанести вред. Мы опровергнем наиболее распространенные заблуждения о ремнях безопасности.
Ремни безопасности: заблуждения ценою в жизнь При возгорании автомобиля ремни мешают выбраться из него. Так думают 20% опрошенных. Во-первых, возгорание и взрыв автомобиля в случае ДТП чаще случаются в кино, чем в реальной жизни. Ведь бензобаки размещены в задней части авто, а количества горючего в топливных магистралях недостаточно для взрыва. Во-вторых, в большинстве современных машин во время аварии подача топлива блокируется. И, в-третьих, повредиться топливные магистрали могут только при очень сильном ударе или опрокидывании автомобиля. А в такой ситуации у пристегнутого пассажира гораздо больше шансов остаться в сознании и выбраться из транспортного средства. Люди вылетят из машины и останутся живы. Так думают 20% опрошенных Серьезные аварии случаются гораздо реже, чем ДТП средней степени тяжести, а смертельные травмы можно получить и при столкновении на скорости 20 км/ч . Кроме того, вылететь из автомобиля в момент аварии и не разбиться при этом насмерть практически невозможно. На вашем пути может находиться не только лобовое стекло, но и стойка кузова, объект, с которым столкнулась машина, дерево, бровка и т. п. А то, что непристегнутые знакомые ваших знакомых в подобной ситуации остались живы, еще не доказывает, что они погибли бы, будь пристегнутыми. Ремни мешают управлять автомобилем. Так думают 46% опрошенных Многие сетуют на то, что ремни стесняют движения, с ними неудобно пользоваться органами управления – рычагом КП, магнитолой, регулировками отопления и т. д. На самом деле современные инерционные ремни позволяют дотянуться даже до бардачка, только нужно двигаться плавно, чтобы не сработала блокировка. Кроме того, ремни дают чувство единения с машиной. Меня спасут подушки. Так думают 8,5% опрошенных Надувная подушка безопасности эффективна лишь в паре с ремнем, без него она приносит больше вреда, чем пользы. К моменту контакта с лицом и грудью человека подушка должна раскрыться полностью, а это возможно, только если тот сидит вертикально, то есть пристегнут. Да и в большинстве современных автомобилей аэрбег срабатывает только в этом случае – ведь иначе, раскрываясь со скоростью более 300 км/ч, он может нанести смертельные травмы. Некоторые машины оборудованы датчиками, сигнализирующими о непристегнутых ремнях; не стоит их «обманывать», закрепляя ремни позади себя или сиденья. Производители позаботились о вашей безопасности – так позаботьтесь о ней и вы! Я смогу нагнуться и избежать серьезных травм. Так думают 5,5% опрошенных Исполнить подобный трюк практически нереально; гораздо лучше до последнего пытаться предотвратить ДТП или снизить тяжесть последствий. Подобную реакцию наглядно демонстрируют профессиональные гонщики: даже когда авария становится неизбежной, они не смотрят на препятствие, с которым могут столкнуться, а ищут возможность его объехать. Ремень может доставить серьезные травмы. Так думают 11,5% опрошенных Это возможно лишь в случае неправильного использования ремней. Так, сразу несколько опасностей подстерегает любителей полулежа управлять автомобилем. При ДТП водитель может проскользнуть под ремнем в направлении педального узла и получить переломы ног и позвоночника. Кроме того, лямка ремня может «поймать» человека за горло. Надо помнить, что инерционные ремни обеспечивают тем больше безопасности, чем тоньше слой одежды на человеке. Ведь ткань создает своеобразную подушку, и во время аварии сначала поглощается зазор между нею и телом, а лишь потом происходит рывок, блокирующий ремень. Травмировать могут и предметы в нагрудных карманах, и различные массивные украшения (цепочки, крестики, перстни и др.), и даже брючный ремень с металлической пряжкой.
Авария в деталях Чтобы было понятно, для чего нужны ремни и что происходит с непристегнутыми пассажирами во время аварии, рассмотрим столкновение с точки зрения физики. К примеру, машина с четырьмя членами экипажа весом 75 кг каждый совершает фронтальное столкновение с неподвижным препятствием на скорости 80 км/ч. В начале удара на автомобиль действует сила инерции, в 30 раз превышающая массу машины; пассажиры в этот момент передвигаются по салону по-прежнему на скорости 80 км/ч. Спустя всего 0,05 секунды из-за внезапной остановки на каждого из пассажиров начинает действовать сила инерции, в 80 раз превышающая их массу, – то есть вес каждого человека достигает 6 тонн. Через 0,068 с водитель и передний пассажир ударяются головами о приборную панель, спустя 0,092 с – о лобовое стекло. Через 0,113 с наступает черед задних пассажиров; в этот момент они врезаются в передних седоков, ломая сиденья. Спустя 0,240 с задних пассажиров отбрасывает назад, причем с такой силой, что, ударяясь затылками о потолок салона, они деформируют его. Все произошедшее занимает менее чем 0,5 секунды времени...
Дети в машине Некоторые родители думают, что в случае ДТП удержат ребенка на руках и без детского кресла. О том, что детей в автомобиле нужно перевозить только в специальных сиденьях, писалось не один раз. Штатные ремни не рассчитаны на маленьких пассажиров и могут привести к серьезным травмам. Ничем не лучше и размещение ребенка на руках взрослого пассажира – ведь при аварии на скорости 80 км/ч масса тела человека увеличивается в 80 раз, и ребенок может погибнуть только из-за того, что вы его придавили. |
Personal web page Mordovia newspaper (с) |