На пути к знаниям |
Заметки из жизни Кочелаевской школы-интерната Как принято, что, кто хочет больше знать о предмете, человеке, коллективе, начинает изучать их историю. Она дает справедливую, беспристрастную оценку былого величия или несостоятельности нынешней. И чем древнее данные, подробнее, детальнее даты, факты из жизни одного человека, целого коллектива, тем яснее сложится наше представление о них.
Когда мы поинтересовались о прошлом и нынешнем Кочелаевской школы – интерната Ковылкинского района, директор Татьяна Ивановна Канайкина сказала, что лучше Николая Андреевича Тришина этого никто не знает. Он досконально, предметно собирает все, что касается не только учебного заведения, села Кочелаево, но и ближайших населенных пунктов. Архивы, фонды ФСБ — все ему охотно помогают. Мы встретили Николая Андреевича уже во втором создаваемом им музее в школе-интернате. Коротко о нем самом. Он местный. Закончил Рязанское художественное училище. Все большие панно на стенах, малые рисунки в рамках — его рук дело. И, пожалуй, не меньшее его увлечение — история. Село возникло в 1614 году. Значилось как государственное. В здешних местах тогда делили земли воеводы Кочелай и Токмак. И на той территории, которая досталась Кочелаю и возникло это селение. До 1892 года было множество деревянных церквей. Но они быстро уничтожались то частыми пожарами, то разваливались от ветхости. И тогда — в 1832 году, решено было построить белокаменную. Возводили 12 лет. Легенда гласит, что император Николай I оказывал содействие строительству храма, выделяя свои сбережения. Последним священником, который проводил службы, был Фёдор Михайлович Румянцев. У Николая Андреевича в многочисленных папках хранится множество большого формата фотографий семейства священника, их места жительства по всей территории России. Много данных прислали в Кочелаево и из хранилищ ФСБ. Поиск продолжается. Активно участвуют в этом и учащиеся школы. Николай Андреевич увлек ребят и созданием музеев, собиранием по крупицам фактов истории села. Такие учебные заведения создаются вынужденно, обстоятельствами не столь благоприятными. В тяжелые для страны времена Великой Отечественной из далекой Полтавы в 1943 году привезли сто детей из занятого врагом города. Их разместили в помещении бывшей церкви. Жили они в наскоро оборудованных больших комнатах по 30 человек. Учились в сельской семилетней школе. В 1959 году официально была образована школа-интернат. Сюда поступали дети со всей Мордовии: сироты и из малообеспеченных семей. В те времена здесь воспитывалось до 250 ребят. Пристраивали помещения для учебы, проживания. В 70-х построили свою школу. Первым директором был Яков Андреевич Архипкин. Часть зданий были деревянными. Они до сих пор не сохранились. Их заменили добротные, кирпичные. Нынешние условия, конечно же, никак не сравнить с тогдашними. Ребята имеют все необходимое для учебы, отличные жилые комнаты. Для учебного процесса школа обеспечена современными компьютерами, учебно-методическими пособиями. Ребята не чувствуют себя обособленными от общей нашей жизни. Учебно-воспитательный процесс отлажен. Всем есть занятия по способностям, по душе. Работают многочисленные кружки. Но с особым удовольствием занимаются они в поисковом кружке с Н.А. Тришкиным. Своими руками создают муляжи, рисуют картины. И кто побывал здесь, все приятно удивлялись успехам кружковцев. Особенно рады ребята, когда из архивов Москвы, далекой Сибири приходят новые вести, фотографии по их запросам. Они пишут историю, а увлечение формирует самих ребят. Недаром они получают дипломы, защищая свои работы на научно-практических конференциях различного уровня. Для многих увлечение становится потом профессией на всю жизнь. Под руководством преподавателя Любови Николаевны Чижиковой создается другой музей — военного и трудового подвига. Он также постоянно пополняется новыми интересными экспонатами. Приезжают в свою школу бывшие воспитанники. Недавно побывал военный летчик Александр Жаров. Он побывал во многих горячих точках. Ребята увлеченно слушали его рассказы. Николай Гурьянов, тоже выпускник, преподает в правовой академии в Санкт-Петербурге. Он не теряет связи с интернатом. В органах опеки в Москве работает Юлия Вертяева. Список таких выпускников можно продолжать бесконечно. Много настоящих людей воспитало учебное заведение с 1943 года.
Особая гордость интернатских ребят — их шефы. Постоянную помощь, заботу они чувствуют от коллектива Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Мордовии. Офицеры вместе с генералом Александром Ивановичем Гришневым не только просто приезжают, встречаются с ребятами. Они активные участники, помощники во всех мероприятиях, праздниках. Вместе с педагогами составляют план учебно-воспитательной работы и успешно работают над его реализацией. После окончания школы помогают поступать в вуз, трудоустраивать. Офицеры подарили ребятам целый спортивный комплекс современных тренажеров из 11 снарядов. Этот зал никогда не пустует. Каждый раз привозят подарки, призы на спортивные соревнования. Летом организуют и проводят активный отдых учащихся на Мокше и в своем пансионате. Нередко бывают здесь и генералы из Москвы. А все эти связи организует и проводит офицер управления Ольга Владимировна Ванатова. Она у ребят «свой человек». Благодаря содействию офицеров, их личному примеру спортом в интернате занимаются буквально все. Играют в футбол, волейбол, бегают, прыгают. И это приносит хорошие успехи на различного уровня в соревнованиях. Кубки, грамоты занимают большое место на стенде спортивных достижений коллектива.
Готовит ребят к достойной самостоятельной жизни замечательный коллектив педагогов. Заместителем директора по воспитательной работе трудится много лет выпускница школы-интерната отличник народного образования Тамара Михайловна Царева. Она знает все запросы, интересы ребят. Потому они успешно реализуются. Овладевают учащиеся экологическими знаниями с учительницей Ольгой Алексеевной Абрамовой. Они исследуют родники, природу вокруг села, получают дипломы на защите своих работ на конференциях «Юный исследователь». На республиканских олимпиадах заняли призовые места ученицы педагогов Л.Н. Чижиковой и В.А. Силкиной. Интересно проводит занятия по информатике Е.П. Пронькина. Этот предмет здесь все более становится одним из важных. И как результат, ребята поступают учиться по этой специальности. Директором в этой школе уже 12 лет трудится Татьяна Ивановна Канайкина - заслуженный работник образования РМ. Она и педагог замечательный, и организатор талантливый, и даже архитектор-строитель. За время ее работы многое изменилось в условиях учебы и проживания. Строительство, ремонт здесь идут постоянно, радуя педагогов, а главным образом детей, комфортом в родном интернате. И. Потапов. |
Personal web page Mordovia newspaper (с) |