В селе Новый Усад Краснослободского района наводнение наступило преждевременно
Как считают специалисты Мордовского республиканского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ожидаемый пик весеннего паводка в текущем году должен прийтись на первую декаду апреля. Между тем в Мордовии уже зафиксировано чрезвычайное происшествие, связанное с наводнением. Правда, ЧП произошло не из-за внезапного природного катаклизма, а по причине обычной человеческой халатности.
В Краснослободском муниципальном районе Красноподгорное сельское поселение – одно из крупных административно-территориальных образований. В настоящее время сюда входят восемь населенных пунктов, где проживает свыше 1400 человек. По словам главы местной администрации Л.Н. Симаковой, на территории поселения функционируют более 20 водозаборных башен(!) Каждое гидротехническое сооружение имеет своего хозяина, то есть оно находится на обслуживании конкретной организации или предприятия. И вот в начале этого года, как говорят жители села Новый Усад, от одной из таких башен побежали ручьи.
Поскольку в январе-феврале погода была довольно холодной, мороз быстро сковывал водный поток, превращая его в ледяной панцирь. А через некоторое время и он исчезал с поля зрения, потому что снег покрывал лёд белым одеялом. Тем временем на самой башне с каждым днем увеличивалась ледяная шапка. На неё с любопытством поглядывали все проезжающие по дороге в село Новый Усад, но никто не посчитал нужным «бить тревогу» и предупредить о сложившейся ситуации собственников водозаборной башни – ООО «Краснослободская ПМК-1». Хотя, вполне вероятно, что и здешнее начальство закрывало глаза на происходящее безобразие.
Беда к Юрию и Любови Орловым пришла ночью. Проснувшись утром, они увидели страшную картину. Дом и дворовые постройки оказались в плену водной стихии. Без резиновых сапог невозможно было выйти из жилища. Оценив обстановку, хозяин догадался, что стало причиной наводнения. Вскоре он побежал к башне, чтобы остановить забор воды из скважины. Но было уже поздно…
- В подполе у нас хранилось семь-восемь мешков картошки, - рассказывает Л.С. Орлова. – Мы первым делом кинулись туда, чтобы вытащить из воды клубни. Теперь они уже просохли, держим их дома, но не знаем, как поведут семена картофеля после посадки в землю. Ну, никак не ожидали, что попадем в такую ловушку. Ведь никто, кроме нас, не пострадал из-за этого потопа. Представляете, во дворе полы покрылись льдом толщиной до 40 сантиметров. Испортились пчеловодческие принадлежности - медогонка, рамки откачанные и не откачанные, запасы вощины. Автомобильный аккумулятор вышел из строя. Наверняка, скоро придут в негодность и полы в сарае. Трудно подсчитать ущерб. Только за медогонку отдали двадцать тысяч рублей…
После случившегося Орловы обратились за помощью и советом к главе администрации Красноподгорного сельского поселения Л.Н. Симаковой, участковому инспектору полиции С.В. Галичникову. Они осмотрели очаг «наводнения» и пришли к выводу, что надо создавать комиссию по оценке нанесенного ущерба. Об этом было доложено руководству ООО «Краснослободская ПМК-1». Через несколько дней к Орловым пришли «комиссары».
- Члены комиссии хоть и держали в руках тетрадку, но никаких записей туда не сделали после осмотра помещений, куда зашла вода из башни, - говорит Юрий Орлов. – Мы-то полагали, что они составят акт, который будет подписан двумя сторонами. Однако это не было сделано. Расстроившись, стали искать поддержку в администрации Краснослободского района и правоохранительных органах. Всюду нам говорили, что нанесенный ущерб должен возместить виновник, то есть ПМК.
Создается впечатление, что эта организация не торопится решить проблему «мирным путем». Что остается в таком случае Орловым? Пригласить независимую экспертизу, чтобы та документально оценила размер ущерба в результате наводнения от водозаборной башни? А уж потом подготовить иск для судебного разбирательства?
- Пока, думаю, никуда не следует обращаться, кроме как встретиться Орловым с руководством ПМК и самим определить материальные потери, - говорит глава администрации Красноподгорного сельского поселения Л.Н. Симакова. – На днях я общалась с руководителем Краснослободской ПМК Владимиром Ильичом Антиповым. Он меня заверил, что помощь пострадавшим будет оказана. Для этого Орловы, якобы, должны в письменном виде предъявить собственнику башни свои требования по компенсации.
Есть еще один нюанс, который сейчас тревожит не только Орловых, но и других жителей села Новый Усад. Дело в том, что с наступлением теплых дней талые воды могут легко создать целое озеро на улице Проезжая. Потому что труба водоотведения, которая проложена под асфальтной дорогой, тоже заморожена из-за попустительства тех, кто следит за водозаборной башней. Если не принять срочных мер, тогда сельчанам точно не удастся избежать локального паводка.
КСТАТИ
Село Русское Маскино (входит в Красноподгорное поселение) практически каждой весной начинает жить по «островным правилам». Иначе говоря, этот населенный пункт, где сегодня проживает около 60 человек, во время паводка со всех сторон окружается водой из реки Мокша. Связь с «большой землей» поддерживается с помощью лодок, на которых переправляют людей и продукты питания. После чрезвычайной ситуации, объявленной в Мордовии весной 2012 года, жители Русского Маскино впервые получили компенсационные выплаты. В предстоящем паводковом сезоне такой «поблажки» со стороны государства им вряд ли будет, потому что жилые дома в селе никогда не затапливаются.
Н. Атласов. |