«Обуют» кого хочешь

«Ходовой товар» с браком сплавляют как новинки сезона

Правило «скупой платит дважды» применимо не всегда. Магазинчики завалены китайским ширпотребом, поэтому хоть дорогие, хоть дешевые ботинки долго жить не желают. Из «качественных» босоножек торчат гвозди,  а у «эксклюзивных» сапожек отваливаются каблуки. В каких случаях можно вернуть свои деньги?

 

Два сапога – не пара

На обувь круглый год много нареканий, тем более сейчас, когда под ногами грязь и лужи, остатки реагентов. Эту серьезную проверку на прочность выдерживают не многие туфли и сапожки любого производства. Сегодня уже не верится, что в советские времена одну пару самой дешевой обуви носили по 10-12 сезонов, а выбрасывали ее в контейнер, скорее, из-за «моральной» старости, нежели физической. Теперь цены на этот, в прямом смысле, ходовой товар растут чуть ли не каждый месяц, но от этого он, кажется, еще быстрее портится.

- Только за первый квартал текущего года по вопросам, связанным с приобретением обуви ненадлежащего качества, к нам обратилось около ста человек, - рассказывает специалист консультационного центра для потребителей ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РМ» Юлия Тундыкова. – Жалобы различные: подошва отклеилась, молния разошлась, сломался каблук и т.д. Бывают случаи, когда продают ботинки из разных пар – различных оттенков, а иногда даже разных размеров. Если недостаток обнаружился в течение гарантийного срока, потребитель по своему выбору может требовать безвозмездного устранения недостатков, замены обуви, или возврата денег.

Нередко продавцы вводят покупателя в заблуждение, объясняя, на что, по их мнению, не распространяется гарантия. «Если подошва треснет пополам, или каблук отвалится, тогда придете, а если набойки отлетят, мы не причем. Надо аккуратнее носить и не ходить так, как будто сваи забиваете». Они же утверждают, что стельки, шнурки, гвоздики и т.д. относятся к фурнитуре, за качество которой ответственности не несут. На самом деле это не так. Любая деталь, даже самая мелкая в этой группе товаров – часть единого целого. Если отклеится бантик, отломится носик шнурка, отлетит лапка у «собачки» – это пусть не важный, но все-таки недостаток. В таком случае обычно покупку не возвращают, но просят скидку. Правда, договоренности при подобных ситуациях удается достичь не всегда. Соразмерное снижение покупной цены - понятие относительное. Например, покупатель требует вернуть 200 рублей, а продавец считает, что ему хватит и «полтинника». Если стороны не приходят к консенсусу, тогда вопрос подлежит рассмотрению в суде. Вот вам и «мелочи»!



Золушке – туфли Гулливера

В течение двух недель можно отказаться от обуви, если она не подошла, например, по размеру, форме, фасону или расцветке. Допустим, дома примерили туфли, а каблук  показался высоковатым или цвет туфлей не соответствует вечернему платью. Если вы в них дефилировали только по квартире и не выходили на улицу, тогда обновку можно сдать. Но при условии, что у нее полностью сохранился товарный вид, в том числе все пломбы и фабричные ярлыки. Понятно, что некоторые продавцы идут на возврат с большой неохотой и сразу встают «в позу», предупреждая, что денег не отдадут ни за что. Они предлагают выбирать обувь из имеющегося ассортимента, даже если у вас 35-й размер ноги, а в наличии – от 38-го и выше, или советуют подобрать что-либо сестре, маме, или вообще вместо туфель купить кроссовки.

- Если в магазине для покупателя нет подходящей обуви, он имеет право требовать возврата денег. Это требование подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата товара, - поясняет Юлия Викторовна.



«Брак на гарантии»

По самым оптимистичным оценкам, 10-15% всей обуви на отечественном рынке очень плохого качества. Купить такую низкосортицу опаснее всего, потом проблем не оберешься. По закону возвратить некачественную обувь можно в течение двух лет, но обычно редко кому удается это сделать даже спустя месяц. Если недостаток обнаруживается в течение гарантийного срока, то тут правила такие: предоставить замену должны в течение 20 дней, возвратить деньги - в течение 10 дней, а ремонт произвести - незамедлительно. После принятой претензии продавец может провести проверку качества. Если он решает, что недостаток произошел по вине покупателя (наиболее распространенный довод: «зачем вы в модельных туфлях копали картошку»), тогда можно потребовать проведения экспертизы. Но стоит учесть, если независимое исследование будет на стороне продавца, тогда покупателю впоследствии придется возместить стоимость услуги экспертов. Когда гарантийного срока на обувь нет (такое тоже может быть), тогда потребитель проводит исследование за свой счет. Если же он доказывает свою правоту, то выигрывает сразу дважды: через суд может вернуть не только затраченные деньги, но и возместить моральный ущерб. И надо сказать, такие случаи в Мордовии не единичны.

Так, жительница Саранска отсудила у несговорчивого торгаша более 6 тысяч рублей. Предыстория такова: женщина купила на рынке «Ринг» кожаные босоножки почти за 3 тысячи рублей, но пофорсить в обновке ей удалось недолго. Через пару недель подошва лопнула. Хотя обувь была на гарантии, продавец возвращать деньги не собиралась. Обманутая покупательница решила добиться правды любым путем. В процессе судебного разбирательства она за свой счет заказала экспертизу и доказала, что обувь имела брак. Теперь продавец выплатит ей стоимость покупки, экспертизы и неустойку (1% от стоимости обуви за каждый день просрочки), компенсацию морального вреда, и еще 3 тысячи - штраф в пользу государства.



Как выбрать правильную обувь?

Узнать заранее, на сколько хватит новых туфель, невозможно. Но если воспользоваться рекомендациями специалистов, то можно значительно продлить срок их службы.

- Важно правильно подбирать обувь по размеру и фасону, - советует Юлия Тундыкова. - Если стопа очень широкая, а модель рассчитана – на узкую, это может привести к появлению недостатков. Стопа в обуви не должна быть сжатой. От неправильно подобранной обуви на ее поверхности могут образоваться заломы, разрывы, деформация кожи. В этом случае данные дефекты не будут считаться производственными. Перед покупкой тщательно изучите выбранную пару. Проверьте, ровные ли швы и не видны ли потеки клея, а затем согните подошву: делать это надо без усилий, и после подобного несложного испытания на коже не должно остаться складок.

Нужно строго соблюдать правила эксплуатации. Нельзя сушить «одежду для ног» на нагревательных поверхностях (батареях парового отопления). Чистить верх обуви из хромовых кож с естественной лицевой поверхностью нужно щеткой с применением обувного крема; с верхом из замши, велюра - резиновой щеткой или специальным препаратом, с верхом из лаковых кож – жидкостью для чистки «блестящей» обуви.

Теперь, что касается самой кожи. Отличить сейчас натуральную обувь от дерматиновой не всегда способен даже самый опытный покупатель. Определить ее на глаз нереально, а вот на нюх - вполне возможно. Одна моя знакомая говорит, что аромат натуральной кожи ни с чем не перепутаешь. Хотя продавцы пытаются хитрить и тут, опрыскивая обувь спреем с «дорогим» запахом. Тогда можно воспользоваться старым дедовским способом – немного подпалить кожу в самом безопасном месте – внутри около молнии. Если появится запах паленой курицы, значит обувь натуральная. Но, естественно, провести такую экспертизу можно только после покупки. Какой резон? Если вас ввели в заблуждение с материалом изготовления, можно вернуть деньги.

Прежде всего, выдает плохую обувь подошва. Прочность ее зависит от способа крепления. Бывает клееная, пришивная, бортопришивная (имеет по контуру бортик, защищающий от повреждений, строчка видна сбоку), без каблука (литой способ крепления), комбинированный (подошва приклеена, прошита по всему периметру). Самая прочная подошва – литая и бортопришивная, а клееной и комбинированной надолго не хватает.

Иногда на прилавках бракованная обувь после ремонта маскируется за новинки сезона. Переделанные образцы чаще всего выдает щедрый слой клея возле подошвы.

Особенно необходимо быть внимательными при выборе детских «топотушек». Одно из первых правил - это покупать обувь из натуральных материалов. В синтетических, даже открытых сандалиях, ноги очень сильно потеют. Детские туфли должны иметь каблучок и жесткий задник – это позволит избежать развития плоскостопия.

Будьте осторожны с подбором ортопедической обуви. Качественные образцы, изготовленные с учетом индивидуальных особенностей стопы, возврату и обмену не подлежат. И еще одна важная рекомендация для всех: покупая зимние сапоги летом, спросите, с какого дня начнется гарантия. Если вам ответят, например, что с 1 ноября, пусть это будет указано в товарном чеке либо в гарантийном талоне. Иначе сроки поручительства истекут, пока сапоги будут пылиться в шкафу.

С.Медведева.


Personal web page Mordovia newspaper (с)