Верните хлебную инспекцию!

Вакханалия на «калачном ряду» создает угрозу потребительскому рынку

Про то, что хлеб – всему голова, известно каждому из нас с детства. Правда, сейчас можно услышать и другие слова о хлебе насущном. Потребители все чаще жалуются на низкое качество этого важнейшего продукта питания. Действительно, сегодня нет 100-процентной гарантии тому, что нам в руки не может попасть «вредная» буханка или батон. Потому что у хлеба тоже есть свои болезни, которые возникают из-за использования муки из зерна,  пораженного, например,  рожками спорыньи. А употребление «калачей с рожками», в свою очередь, может привести к отравлению или смертельному исходу. 

 

 

 Как-то с женой зашли в дом одной родственницы, проживающей в селе Пятина Ромодановского района. Разложили гостинцы на столе, а отдельный пакет, в котором привезли остатки испорченного хлеба (купленного в Саранске), вынесли в сени. Вскоре эти отходы замочили в воде и отдали на съедение домашним курам. Каково было горе тети Насти, когда утром следующего дня она увидела в курятнике страшную картину! На полу лежало 12 мертвых туш птицы…

Нас учили, что хлеб никогда не надо выбрасывать. Собственно, и сейчас стараемся придерживаться старой привычки. Но если после похода в магазин обнаруживаем, что внутри хлеба дупло или мякиш не пропеченный, то буханку делим на куски и раскладываем сушиться на газету. Всякое бывает: иногда хлеб до конца сушки не теряет своего цвета, а в другой раз просто покрывается плесенью. Кто знает, может, она-то и погубила все куриное поголовье на дворе нашей родственницы?

Сегодня, понятно, нет точной статистики по количеству отравлений и смертельных случаев от недоброкачественного хлеба. Странно, однако: в суровые годы Великой Отечественной войны люди умирали оттого, что им хлеба постоянно не хватало, а нынче страдают от… изобилия на прилавках сомнительных хлебобулочных изделий. Идут разговоры, что сейчас до половины муки в стране производится неизвестно кем. Мельницы, видно,  «крышуются», и никто их не проверяет.

Послушайте мнение бывшего главного специалиста Государственного НИИ хлебопекарной промышленности и замминистра хлебопродуктов СССР Николая Чубенко:

- До 1992 года пшеница делилась на пять классов, а в тяжёлые времена, в 90-е, стандарты пересмотрели. Вавилов говорил: качество зерна начинается с поля, нужно победить клопа-черепашку и прочее. Кто кого сейчас побеждает? Зерно даже не моют перед помолом. Хлеб на второй день плесневеет, потому что зерно в муку отправляют, обсеменённое разными бактериями. Мельницы на всём экономят. Мука теперь делится на две категории: хлебопекарная и общего назначения. Вторая шла раньше скоту. Так вот: разницы между этими двумя категориями никто не соблюдает и не контролирует! Раньше хлеб выпекался только по ГОСТам, теперь хлебозаводам разрешили перейти на выпечку по техническим условиям, которые они сами и разрабатывают.

Любопытно, откуда же мука поставляется в Мордовию? Этот вопрос мы адресовали специалисту Минсельхозпрода РМ Екатерине Куриной. И вот что она сказала:

- У нас нет таких полномочий, чтобы проследить весь путь хлеба до прилавка. Отмечу только,  что мукомольное производство развивается и в Мордовии – в основном это в Ковылкине, Торбееве и Ромоданове. Уверяю, там весь процесс идет под жестким технологическим контролем, требования ГОСТа выдерживаются. Но ведь кроме крупных мельничных комплексов имеется ряд кустарных производств, где с качеством муки, надо полагать, не всегда порядок. А какие объемы этого продукта поступают в республику из-за её пределов, сегодня точно никто не может сказать. Надо думать, очень много. Хотя, в принципе, у нас своего, мордовского, зерна в достатке, чтобы полностью удовлетворить потребности в муке для выпекания так называемого социального хлеба. Пусть на сегодня не очень широкий его ассортимент, зато по качеству и цене он вполне удовлетворяет наших покупателей. 

В Мордовии вот уже восемь лет как упразднили Государственную хлебную инспекцию, которую возглавлял А.И. Ляблин. Эта федеральная надзорная служба, имея в штате около 15 человек и уникальную лабораторию, в свое время тщательно следила за качеством хлеба от поля до производства его в пекарнях. Бывшие специалисты инспекции нынче с горечью признают «беспредел», происходящий на рынке производства муки и хлебопечения. Ни жестких правил, ни контроля – сплошная вакханалия в виде разгула суматохи и попустительства. 

Специалисты считают, что рано или поздно вновь придется вернуться к государственной системе контроля за качеством хлеба. Согласитесь, сегодня хлеб продают где угодно: в магазине, лотке, на улице, с машин грузовиков и автомобилей, на тракторных и лошадиных телегах… Хлеб – тот продукт, на котором коммерсанты разных мастей зарабатывают «бешеные» деньги. И никто не заглянет в паспорт товаропроизводителя и продавца, никто не попросит у них лицензию, никто не копается в том, а не из опасной ли для здоровья муки испекли ту или иную буханку. Страшно то, что все мы часто покупаем реальную «хлебную отраву». И ничего не можем или не хотим сделать с этим российским позором…

Н. Атласов.

кстати

 

Как в старину следили за качеством хлеба

 

В XVI в. пекари на Руси уже подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников и ситников, составляя значительную часть городских ремесленников. Они выпекали ржаной и пшеничный хлеб разных сортов, булочные изделия, пироги, пряники. 

В городах Московского княжества в XVI-XVII вв. был установлен правительственный контроль за ценами в розничной хлебной торговле и за качеством продававшихся изделий. Царский указ 1626 г. «О хлебном и калачном весу» утверждал порядок установления цен на 26 сортов хлеба из ржаной муки и на 30 сортов из пшеничной. 

Для наблюдения за точным выполнением этого указа и соблюдением установленных цен на хлеб назначались на рынки и торжки хлебные приставы, или целовальники, которые обязаны были ...ходить в Кремле, в Китай-городе, по улицам, переулкам и малым торжкам и взвешивать хлебы ситные, решетные и калачи тертые и коврижечные мягкие. Если хлебные приставы обнаруживали, что хлеб и калачи не соответствуют установленному весу или продаются выше утвержденной цены, виновных подвергали штрафу. Провинившиеся должны были платить немалые деньги. При злостных нарушениях виновник подвергался телесному наказанию. 

А при Петре I были установлены еще более строгие законы, регламентирующие цены на хлеб и определяющие наказания за их нарушение. Указом Петра от 14 января 1725 г. за продажу сырого или маловесного хлеба на торговцев хлебом и хлебопеков налагалось жестокое наказание:... “и за то...бить батогами или кошками и тот сырой и маловесный хлеб брать на госпиталь”.

 

 

тем временем

Американский кардиолог из Висконсина Уильям Дэвис пришел к сенсационному выводу: тот хлеб, что выпекают сегодня, наносит немалый вред организму человека. Ученый обвинил несчастную булку в том, что именно она провоцирует болезнь века — хроническую усталость. Он заявляет, что всему виной сельскохозяйственные опыты генетиков, в результате которых выращиваемая сегодня пшеница представляет собой лишь дальнюю родственницу той, что потреблялась еще полвека назад. Якобы полукарликовая пшеница имеет повышенное содержание одного из белков клейковины, известного под названием глиадин. При расщеплении глиадина пептиды стимулируют чувство голода. Кроме того, доктор Дэвис полагает, что в организме глиадин превращается в вещество, похожее на морфин, и человек просто «подсаживается» на пшеницу. Однако, как считает врач-диетолог Ольга Перевалова, «наша ошибка в том, что лучшие сорта пшеницы, например поволжские твердые сорта, мы отдаем на экспорт, а взамен закупаем более дешевые, и вполне возможно, что среди них окажутся сорта с повышенным содержанием глиадина». 

 

 

 

 


Personal web page Mordovia newspaper (с)