Прославленный тренер BMX Иво Лакуч приступил к подготовке мордовских велогонщиков
Новым тренером по BMX-спорту Школы высшего спортивного мастерства Республики Мордовия стал прославленный латыш Иво Лакуч. Славы он добился прежде всего как наставник олимпийского чемпиона и чемпиона мира Мариса Стромберга. В его послужной тренерской копилке есть и множество других регалий. Он и сам завоевывал места на пьедестале многих турниров, в том числе и чемпионатов Европы в качестве велогонщика. На него были нацелены ведущие сборные и клубы со всех континентов, но выбрал он Мордовию. Почему – Иво ответил журналистам «Мордовии».
Высокий, широкоплечий, атлетично сложенный – он не похож на велосипедиста. Юморной, в чем-то скептичный, простой в общении – не похож на сурового «кузнеца» чемпионов. Доброжелательный и какой-то свой – не будь изысканного североевропейского акцента, он не был бы похож на иностранца. По кабинетам ШВСМ они ходят вдвоем с Анатолием Беляевым, и видно, что пока латышу намного комфортнее в сопровождении своего давнего товарища и коллеги.
- Все же Россия на данный момент – отнюдь не лидер в BMX. Есть США, Австралия, Франция…
- Латвия!
- Опять же, Латвия. А вам нужно конкурировать с ними со всеми и бороться ни много ни мало – на Олимпиаде.
- Да, на Олимпиаде. Причем уже в Рио. Разумеется, мы сейчас не можем утверждать, что выиграем медали. Но задача отобраться на Олимпиаду перед нами стоит. И это сложно, ведь нужно пройти большое количество стартов. Чтобы попасть в число 32-х участников летней Олимпиады, нужно очень успешно выступить на грядущем чемпионате мира. А туда тоже предстоит отбираться.
- Кого-нибудь уже можете выделить из наших ребят?
- Да, могу (с видимым трудом начинает перечислять фамилии. Понимаем, что выделить может Иво, по крайней мере, Сергея Демкина). Я уже с ними успел позаниматься.
- Вам наверняка предлагали трудоустроиться в Штаты…
- Да, предлагали. В Калифорнию. Не забывайте, что сейчас там живет и тренируется Стромберг. И не только туда звали. Но остановился на Мордовии, и не жалею. Беляев меня позвал, как-никак (смеется. Анатолий Владимирович поддакивает – да, мол, Беляев позвал). У мордовских ребят очень большой потенциал. Есть желание развиваться.
- Где Иво Лакуч популярен больше? В Латвии или России?
- Пока в Латвии.
- Но и у нас ребята его на тренировках и соревнованиях обступают и не отпускают без автографа, - отмечает Беляев. – Кому на шлеме распишется, кому – на руле. Во многом его популярность, авторитет задают эталоны, то, к чему должен стремиться спортсмен. И дисциплины в тренировках это добавляет.
- А вообще, до того, как поступило предложение о трудоустройстве, о Мордовии что-нибудь знали?
- Ага. Только о Мордовии и знал. В начале девяностых мы приезжали в Саранск на соревнования (в разговоре с Лакучем нельзя понять, когда он шутить, а когда серьезен). Здесь весь велоспорт держался на одном Беляеве.
- Да ладно, на этих соревнованиях ребят из Латвии больше выступало, чем из Саранска, - скромно отмахивается Беляев. – Время было интересное…
- Да! Время было интересное! – Лакуч романтично вспоминает непростые годы. – Чтобы добраться до Саранска, нужно было с собой целый бак бензина запасти. И вот мы бензином полавтобуса заняли. Канистры прямо в окна передавали…
- Ну а сейчас как живется? Хорошо обеспечен гонщик BMX?
- Нормально. Только это ремесло бывает опасным и недолгим.
- Да, травмоопасность BMX у всех на слуху. У кого ключица сломана, у кого селезенка отнята…
- Ну, ключица – это вообще за травму почти не считается. Самое типичное повреждение для велосипедистов.
- Профессионального спорта без травм практически не бывает, - говорит Анатолий Владимирович. – У лыжников – спина, у футболистов – ахиллово сухожилие. Физкультура практически не несет вреда, одну только пользу. Но спорт – это тяжелый труд, опасный.
- Здесь дело отчасти в опыте, - объясняет Лакуч. - Многие спортсмены и тренеры не знают, например, что нужно периодически цепь менять. Я в начале карьеры тоже, к примеру, этого не знал. То есть профессионал хорош знанием… как это? Нюансов? Тонкостей? Деталей? И даже, зная их, тренер все равно до конца не может предотвратить травмы своих воспитанников. Нет, не пугайтесь, это вовсе не значит, что все велосипедисты переломаны! А то сейчас всех ребят от BMX отпугнем… Хотя ребят, которые к нам идут, не испугаешь. Настоящие мужчины, что и говорить.
- Кроме травм, наверное, есть и другие проблемы. Допинг-контроль сильный?
Иво на мгновение задумался, сначала кивнул, но потом, насупившись, покачал неуверенно головой. Беляев тоже сделал жест отрицания.
- Велосипедисты в целом допинг-проб, конечно, боятся. Но это касается шоссейников.
- Да! – поддерживает Беляев. – Не изобрели такого допинга, чтобы он одновременно и мышцы, и голову стимулировал!
- То есть на шоссейно-кольцевых гонках мозги не нужны? Крути и крути педали?
- Ну да, - честно кивает Иво.
- А в BMX приток крови к мышцам не настолько принципиален.
- Нет. В BMX действия разнообразнее.
После этого Лакуч с Беляевым стали вспоминать гонщиков BMX, кого бы ловили на допинге. Вспомнили чешскую велосипедистку, фамилия которой вряд ли кому-то что-либо скажет.
- Политика ШВСМ состоит даже не в воспитании спортсменов, а в создании целых школ, подготовки классных доморощенных тренерских кадров. Так как же Лакуч и Беляев уживутся в одной школе?
- Отлично уживутся! Мы друг друга сможем дополнить. К тому же я смогу обеспечить тренировки на сборах, выездах. Мы, думаю, успешно распределим свои обязанности.
- А я не собираюсь скрывать, что и сам буду у Иво учиться, - пожимает плечами Беляев. - Я вот в свое время лыжами занимался, так вот думаю, что в них закончил целый университет. А в BMX – только первый класс…
А потом они долго обсуждали увлеченно насущные и стратегические вопросы. Хотя вроде и торопились очень сильно. Увлеченность и энтузиазм обоих поистине заразителен…
П.Семенов.
|