Народные изобретатели |
К рационализаторству в Мордовии склонен и стар, и млад Изобретательская мысль в республике множится и молодеет! Чего только не придумывают наши сограждане: от простых бытовых вещей до апогея технического процесса. Сегодня мы знакомим читателей с несколькими современными Кулибиными Саранска и их уникальными разработками, которые можно применить в повседневной жизни.
Владимир Курусин – нетипичный изобретатель и его предложение не из разряда обычных - технических. Врач-эндоскопист высшей категории запатентовал свой способ лечения заболеваний желудка. А если быть точнее - предраковых недугов и ранних стадий рака. За 30 лет работы, осмотрев тысячи пациентов, Владимир Михайлович понял, чего не хватает современной медицине. Как известно, многие распространенные заболевания желудка: эрозии, язвы, полипы и т.д. чаще всего вызывает бактерия, по-научному – хеликобактер пилори. Этот «монстр» легко передается в быту (через посуду, зубные щетки, поцелуи...), но с ним очень сложно бороться: ему нипочем даже кислая среда желудка. Врачам, как правило, приходится лечить уже последствия такой микробной атаки на организм. - Не каждый полип можно удалить с помощью гастрофиброскопа, - поясняет Владимир Михайлович. – Тогда больному показана операция. Мой способ лечения исключает оперативное вмешательство. Главное, что метод не вреден для организма и после него не возникает осложнений. Пациент хорошо себя чувствует, что подтверждается анализами крови. Изобретательство врача – в комбинированном методе терапии. Владимир Михайлович доказал, что совместное лечение антибиотиками и травяными настоями творит настоящие чудеса (соотношение пропорций и ингредиентов не раскрывается). Свое детище опытный доктор разрабатывает около 10 лет. Сначала добровольцами были его знакомые, потом – их знакомые и так накопилась целая база исследований. Сейчас он активно сотрудничает с медицинским институтом МГУ им. Н.П. Огарева, выпускает научные статьи по данной теме. - Этим способом пролечено 60 человек, и у всех результаты хорошие. Уже после первого курса терапии полипы уменьшаются, эрозии заживают… Также удалось вылечить раковые заболевания на ранних стадиях. Достоинство метода не только в его эффективности, но и в простоте, доступности - для того он и разрабатывался, чтобы пойти в массы, - считает автор.
Нина Грицинова по образованию экономист и технолог, а в душе – рационализатор. Отдыхать на пенсии – это не про нее. Однажды, размышляя над тяжелой работой дворника зимой, ее осенило – лопата может быть другой. К традиционному «орудию труда» женщина решила добавить лыжу и две пластины, соединенные между собой петлями. - Таким приспособлением удобно снег раскидывать и очень быстро расчищать дорожки. При этом не нужно затрачивать больших усилий. Очень помогло бы оно и жителям частных домов, не у всех же есть деньги на автоматизированную снегоуборочную технику, - характеризует свою полезную модель Нина Ивановна. Патент получен больше двух лет назад, но воплотить идею в жизнь так и не удалось. Опытный образец не сошелся с задумкой рационализатора и потонул в снегу. - «Лопасти» можно выполнить из фанеры, пластмассы либо алюминия, - поясняет женщина, - а у меня – тяжелый металл, поэтому их нужно переделать. Такой образец в нашем регионе выполнить не смогли. Не получился пока и второй «упрощенный» вариант – две фанерки, скрепленные углом на ручках. - Очень хочется облегчить труд людей, - объясняет свое стремление новатор. – Этот вариант позволит легко расчистить пушистый снег, конечно, утрамбованный им уже не возьмешь. Изготовить его также проще простого. Я думаю, что он имеет свое право на жизнь. К сожалению, продвижение изобретения требует больших вложений. Если бы им заинтересовались городские власти, то дело пошло куда быстрее.
Велосипедист со стажем Иван Бузаков знает, как можно усовершенствовать технику на двух колесах. - Когда едешь с грузом и на большие расстояния, хочется, чтобы педали крутились легче, - выражает мнение большинства Иван Афанасьевич. – Моя модель педально-цепного привода позволяет облегчить труд велосипедиста наполовину. Принципиальное различие: если в традиционной технике шатун описывает круг, то здесь – форму эллипса. Этой разработкой рационализатор занимается с 2005 года. За это время он не раз ее корректировал - и вот дело близится к завершению. - Задумка была таковой, чтобы модель можно было выполнить в условиях Саранского механического завода: токарные, фрезерные, шлифовальные работы. Изготовлены шесть новых деталей и кое-что по мелочи, - поясняет рационализатор. Цена инновационного привода ориентировочно составит половину стоимости велосипеда – как минимум 2,5-3 тысячи рублей, но это себя оправдает. Каждый последующий вариант (а всего их три) понравится велосипедистам все больше и больше, поскольку эффект будет идти по нарастающей. К удивлению Ивана Афанасьевича в России раньше таких идей не было. Есть варианты велосипеда «полусидя», «лежа на животе», но в итоге, по мнению саранского новатора, облегчения при езде они не дают. Только классический вариант «верхом» маневренный и поможет быстро среагировать на дороге. - Если все нормально будет, то через пару месяцев планирую модель испытать. Вот тогда все своими глазами увидите!
Самый юный рационализатор Мордовии – восьмиклассник Александр Абрамов. В прошлом году Саша прославился на всю страну тем, что получил патент на свою полезную модель. Устройство управления указателями поворотов и аварийной сигнализацией транспортного средства, по его словам, должно снизить количество ДТП. Примечательно, что разрабатывать его ученик Николаевской школы начал еще в шестом классе. - Идея пришла спонтанно, - говорит талантливый подросток. – Когда в машине включена аварийная сигнализация, то указатели поворотов не работают и другие автомобилисты не знают, в какую сторону она повернет. Ее, конечно, можно отключить, но это не удобно. Моя модель позволяет работать указателям поворотов в режиме «аварийки». Надо сказать, что Саша с детства увлекается автомобилями, поэтому технически осуществить задумку ему не составило труда. - Мастерил устройство сам, никто не помогал, - рассказывает самоделкин. -Посмотрел схемы, изучил физику, черчение…Кое-какие детали пришлось добавить. На все рублей сто или даже меньше ушло. Лампочки и фанера у меня были, контакты перепаял… Сейчас юный техник не хочет останавливаться на достигнутом. У него есть еще пара задумок, призванных повысить безопасность на дороге. Но для этого еще нужно много работать и учиться, постигать азы радиоэлектроники. - Хочется, чтобы появились промышленные образцы полезной модели, - отмечает Александр. – Но пока это не получается, поэтому интерес к изобретательству угасает. Какой смысл патентовать разработки, если знаешь, что они никогда не реализуются? Я считаю, что патент имеет вес, если он действительно нашел свое применение. К этому надо стремиться. С.Родионова.
|
Personal web page Mordovia newspaper (с) |