В Саранск доставили частицу мощей святителя Луки
Тысячи верующих приходят в эти дни в Кафедральный собор Феодора Ушакова, чтобы поклониться мощам особо чтимого в православии святого – святителя Луки, известного в миру под именем Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого. Ковчег с частицей мощей и гроба этого великого подвижника прибыл в Саранск 6 февраля. В главном храме Мордовии святыня будет пребывать до 20 февраля.
Об архиепископе Луке, в миру - Валентине Феликсовиче Войно-Ясенецком, мы узнаем подробности только сейчас. Его жизнь в годы советской власти была окутана тайной. Оно и понятно – ученый с мировым именем принял церковный сан вопреки официальной политике большевиков. Однако мало кто знает, что легендарный врач, ученый с мировым именем, священник, вначале репрессированный, а позже – удостоенный Сталинской премии I степени, начинал свой великий путь на мордовской земле в уездном Ардатове.
Ардатов. Начало научного пути
- Частицу мощей и гроба святителя Луки к нам доставили из Симферополя, из Свято-Троицкого монастыря, где покоятся мощи этого великого подвижника. - рассказывает секретарь Саранской епархии, протоиерей Виктор Хохлов. – По молитвам святителю Луке известно множество исцелений, в том числе от тяжелых болезней. Святого просят о благополучном исходе операций.
Незадолго до переезда в Симбирскую губернию Валентин Войно-Ясенецкий женился. Ещё в Киевском госпитале Красного Креста Валентин познакомился с сестрой милосердия Анной Васильевной Ланской, которую называли «святой сестрой» за доброту, кротость и глубокую веру в Бога. Её руки просили два врача, но она отказывала. Поговаривали, что Анна дала обет безбрачия. Но Войно-Ясенецкий сумел добиться её расположения, и в конце 1904 года они обвенчались в церкви, построенной декабристами. В Ардатове, в условиях острой нехватки медперсонала, Анна Васильевна оказывала большую помощь в амбулаторном приёме и в ведении истории болезней.
По одной из версий, Войно-Ясенецкого пригласил в Симбирскую губернию работать спасенный им в годы Русско-Японской войны солдат, который сам был оттуда родом. По другой – будущий архиепископ приехал по совету ученых с мировым именем Филатовых.
Заведующий Ардатовским филиалом Мордовского объединенного республиканского краеведческого музея Зинаида Киушкина десять лет кропотливо собирает данные о работе Войно-Ясенецкого в Ардатове. На основании трех архивных документов она смогла восстановить месяцы пребывания Валентина Феликсовича в Ардатове: с февраля по ноябрь 1905 года.
- К моменту приезда В.Ф. Войно-Ясенецкого Ардатовская больница, по меркам тех лет, относилась к разряду средних, - объясняет Зинаида Ивановна. - Кроме амбулатории, у нее был стационар на 35 коек. По ритму и темпу работа земского врача мало отличалась от работы военно-полевого хирурга. 14-16- часовой рабочий день, те же стоны и страдания измученных болезнью людей. Разница лишь в том, что единственному врачу приходилось быть и акушером, и педиатром, и терапевтом, и окулистом, и хирургом.
Малочисленный персонал был, к тому же, еще и безграмотным. Практически сразу молодой и талантливый хирург столкнулся с невозможностью применения в подобных условиях общего наркоза. Слишком многим факторам в жизни талантливого врача суждено было соединиться в ардатовский период. Десятки тысяч человек в уезде, сотни больных, которых нужно было посещать на дому в условиях бездорожья, отсутствие адекватных помощников (исключая жену), усиливающаяся тяга к науке, к которой тяжелые условия в земской больнице служат дополнительным импульсом. Когда спустя три года Войно-Ясенецкий начнет писать докторскую по регионарной анестезии, он неизменно будет вспоминать Ардатовскую больницу с полным отсутствием условий для наркоза.
В ноябре 1905 года чета Войно-Ясенецких покидает Ардатов. Валентин Феликсович пользовался в уезде большим авторитетом и искренней любовью, но именно заботой о пациентах было продиктовано решение об отъезде. Чтобы каждая захолустная больница могла обеспечить качественную хирургию, медицина нуждалась в новых исследованиях местной анестезии.
«Поп и профессор Ясенецкий-Войно»
В 1915 году издал в Петрограде книгу «Регионарная анестезия» с собственными иллюстрациями. На смену прежним способам слойного пропитывания анестезирующим раствором всего, что надо резать, пришла новая, изящная и привлекательная методика местной анестезии, в основу которой легла глубоко рациональная идея прервать проводимость нервов, по которым передается болевая чувствительность из области, подлежащей операции. Это был подлинный переворот. Войно-Ясенецкому разрешают защищать работу в качестве докторской диссертации. Вечно нуждающийся, Валентин Феликсович хотел отправить томик монографии в Варшавский университет, чтобы претендовать на крупную международную премию. Но тираж «Регионарной анестезии» весь разошелся по рукам. В 1916 году в семью Войно-Ясенецких стучится беда. Валентин Феликсович обнаруживает у жены признаки туберкулеза. Он просится на должность главврача городской больницы в Ташкенте, в надежде излечить недуг жены сухим и жарким климатом Средней Азии. Уехав туда, Войно-Ясенецкий очевидно продлил жизнь супруги.
В Ташкенте его и застал приход к власти большевиков. Во время Гражданской войны он отказался выдавать раненого есаула, за что был по доносу арестован. Но в местных ячейках РКПб также находились очень уважавшие врача люди, и доктора отпустили. Арест мужа, однако, окончательно подорвал здоровье Анны Васильевны. Осенью 1919 года она умирает. Последние сутки её жизни муж держит «святую сестру» на морфии. А после кончины двое суток читает над гробом Псалтирь. С каждым днем его религиозные устремления крепнут.
«Неожиданно для всех, прежде чем начать операцию, Войно-Ясенецкий перекрестился, перекрестил ассистента, операционную сестру и больного. В последнее время он это делал всегда. Однажды после крестного знамения больной — по национальности татарин — сказал хирургу: „Я ведь мусульманин. Зачем же Вы меня крестите?“ Последовал ответ: „Хоть религии разные, а Бог один. Под Богом все едины», - вспоминают на страницах журнала «Звезда Востока» С. Варшавский и И. Змойро в конце 80-х.
В конце 1920 года он присутствовал на епархиальном собрании, где произнёс речь о положениях дел в Ташкентской епархии. Под впечатлением этого епископ Туркестанский и Ташкентский Иннокентий (Пустынский) предложил Валентину Феликсовичу стать священником, на что он сразу согласился. И в больницу, и в университет отец Валентин стал приходить в рясе с крестом на груди, кроме того он установил в операционной иконы Божьей Матери и стал молиться перед началом операции.
На одном из показательных процессов над «врачами-контрреволюционерами» Войно-Ясенецкого пригласили в качестве эксперта. Обвинителем был печально известный Яков Петерс, прибывший незадолго до обозначенных событий в Ташкент.
- Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете? – спросил с издевкой Петерс у свидетеля.
Отец Валентин ответил:
- Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы, гражданин общественный обвинитель?
- Как это Вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве Вы его видели, своего Бога?
- Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.
Обвинение провалилось…
В тяжелейших условиях (ГПУ формирует Высшее Церковное Управление, предписывает вести обновленческое движение) отец Валентин принимает на себя управление епархиальными делами и сплачивает вокруг себя сторонников Патриарха Тихона. В монахи он был пострижен в собственной спальне, а для присвоения епископского звания отправляется в окрестности Самарканда, где можно было собрать трех епископов. С тех пор он стал архиереем Лукой, епископом Барнаульским, викарием Томским. Патриарх Тихон, узнав о хиротонии, утверждает её законной. Но переехать в Барнаул было невозможно, и епископу Луке предложили возглавить Туркестанскую епархию. После первой же воскресной всенощной литургии студенты Войно-Ясенецкого организуют митинг с требованием уволить профессора. Вузовские руководители старой закалки отвечают очень резким отказом и даже предлагают Валентину Феликсовичу возглавить еще одну кафедру, но тот увольняется сам. Скоро газета «Туркестанская правда» печатает статью «Воровской архиепископ Лука» и на той же неделе Войно-Ясенецкого арестовывают. Для него началась пора репрессий, затянувшаяся на несколько десятков лет. В перерывах между ними он смог закончить свой главный научный труд – легендарные «Очерки гнойной хирургии», опубликованный в 1934 году и мгновенно перевернувший мировую медицину. Ни церковный сан, ни постоянные следствия не помешали присудить Валентину Феликсовичу за эту монографию Сталинскую премию I степени. Из двухсот тысяч премиальных рублей сто тридцать он отдает детским домам… Умирает архиепископ 11 июня 1961 года в воскресенье, в день Всех святых, в земле Российской просиявших. В 2000 году Архиерейским Собором Русской православной церкви прославлен как исповедник (святой) в сонме новомучеников и исповедников Российских.
В 2000-х годах в Ардатов приезжал внук архиепископа – Владимир Александрович Лисичкин. Владимир Александрович – академик, доктор экономических наук – опубликовал наиболее полные исследования о жизни своего великого родственника. Сама Зинаида Киушкина считает его труд «Земский путь Святителя Луки» самым правдивым из всего, что написано о Войно-Ясенецком. Побывал Лисичкин и в краеведческом музее, и в Никольской церкви, где сейчас установлен ковчег со святыми мощами архиепископа. Он, как человек глубоко верующий, не мог не побывать в этой церкви.
П. Семенов.
|