Системы активной безопасности помогают водителю, но надеяться на них стоит далеко не всегда
Практически каждый современный автомобиль снабжен набором электронных систем безопасности — начиная с антиблокировочной системы тормозов (АБС) и заканчивая полным автопилотом. Реклама гласит, что электронные помощники позволяют лучше контролировать машину и в разы снижают риск попасть в ДТП. Но это — в теории. На практике машины, например, с АБС попадают в аварии точно так же часто, как и машины без нее, а дорогущие внедорожники с противозаносной системой в гололед уносит с дороги наравне с «Ланосами». Дело в том, что электроника не всегда является панацеей.
Специалисты составили перечень исключений, при которых неумелое использование возможностей электронных систем безопасности может привести к ДТП.
АБС: не для тормозов, а для контроля
О том, как работает антиблокировочная система тормозов (АБС), общеизвестно. Но многие водители считают, что ее главное предназначение заключается в том, чтобы сократить тормозной путь, тогда как на самом деле — сохранить контроль над автомобилем.
Без АБС. Если при экстренном торможении нажать на педаль тормоза сильнее, чем необходимо, колеса могут заблокироваться и авто без АБС, как бы водитель ни крутил руль, перестанет слушаться управления и будет ехать прямо. И только опытный и хладнокровный водитель сообразит отпустить на мгновение педаль тормоза, чтобы вновь обрести контроль над машиной, а затем, используя импульсное торможение, погасить скорость.
С АБС. От водителя требуется лишь посильнее нажать на педаль тормоза, и электроника сама остановит машину. Но далеко не всегда это решение является лучшим — если даже колеса и не заблокированы, остановочный путь может быть недостаточным, чтобы остановиться вовремя. АБС позволяет замедлиться, а затем безопасно объехать возникшее внезапно препятствие. В независимости от наличия АБС, остановочный путь можно сократить за счет торможения двигателем.
Когда компьютер лучше отключить
В большинстве современных автомобилей в паре с АБС работает и противобуксовочная система. Как только датчики АБС фиксируют пробуксовку ведущих колес, она автоматически уменьшает тяговое усилие (обороты) двигателя, а в некоторых случаях притормаживает те ведущие колеса, которые начинают буксовать. Сделано это для того, чтобы обеспечить максимально возможный разгон автомобиля при плохом дорожном покрытии. В результате автомобили, оснащенные противобуксовочной системой, способны плавно трогаться даже на льду или гравийном покрытии, а также более устойчивы в поворотах при движении с небольшим ускорением. Но есть и обратная сторона — противобуксовочная система часто блокирует колеса при попытке выехать из сугроба или из снежной каши, а также иногда мешает подняться на горку на малых оборотах двигателя. В таких случаях ее нужно отключить (либо кнопкой, либо в настройках бортового компьютера — смотрите инструкцию).
Исключения из правил
1. Тип покрытия. В большинстве случаев остановочный путь за счет работающей АБС является меньшим, чем при заблокированных колесах. Но на некоторых типах покрытий он может быть и большим, например, если дорога покрыта гравием или обледенела (имеется в виду не гладкий лед, как на катке, а щербатый с наплывами и впадинами, как во дворе). В этом случае, тормозной путь с АБС выше, чем при заблокированных колесах, на треть. Опасно ведет себя машина с включенной АБС на рыхлом снегу — при торможении со скорости 50 км/ч остановочный путь с включенной АБС в 1,5—2 раза больше, чем без нее. Также увеличивается он и в том случае, если при торможении колеса одного из бортов находятся в луже — на скорости 50 км в час машина без АБС останавливается раньше на 1,5—2 метра (но при этом существует риск, что ее развернет).
2. Обычный поворот. Также не все водители знают особенности поведения автомобиля с АБС в повороте. Если на авто без АБС нажатие на педаль тормоза в повороте на скользком покрытии приводит к сносу либо заносу (в зависимости от ситуации и привода), то на машине с АБС события могут развиваться иначе — авто сохраняет направление движения, лишь увеличивая и уменьшая радиус поворота. То есть управляемый занос выполнить нельзя.
3. Крутой поворот. Но это — если скорость автомобиля небольшая. А если больше, например, 50 км в час и поворот достаточно крутой? Тогда возникает боковая перегрузка, которая достигает такой величины, что одно из колес теряет контакт с поверхностью. Тормозить в этом случае даже в напичканном электроникой автомобиле очень опасно. Компьютер считает, что под этим колесом находится поверхность с нулевым коэффициентом сцепления и перебрaсывает тормозной момент. В итоге — неминуемый занос, разворот, а то и переворот.
4. Дорожные ямы. Наезд на яму (либо другую дорожную неровность) на скорости может привести к аварии из-за особенностей поведения АБС: колеса блокируются в воздухе (в тот момент, как машина попала в яму и потеряла сцепление), срабатывает АБС и... машина не останавливается, а едет дальше — тормозной путь увеличивается.
5. Навыки. АБС может привести к аварии в том случае, если водитель только-только пересел с автомобиля без АБС на новый (с ней). Во-первых, необычное подрагивание педали тормоза многих пугает (кажется, что авто не тормозит). Во-вторых, многие импульсивно нажимают на педаль при торможении, чем дезинформируют блок управления.
|