Бью - значит воспитываю?

Родители наказывают детей не только за непослушание, но и из-за собственной усталости и раздражительности

Научный центр социально-экономического мониторинга РМ опубликовал результаты исследования по проблеме насилия в школе и семье. В опросе, который проводился в 2012 г., приняли участие 236  школьников Саранска и столько же родителей. Число небольшое, но вполне достаточное, чтобы определить общую тенденцию. 

 

Оскорбления как способ общения 

Насилие порождает насилие. Проблема, характерная для всей России, назрела давно, но сейчас выходит на первый план. По мнению психологов, у детей, которые подвергаются насильственным действиям, формируется комплекс неполноценности, отмечаются признаки беспокойства, тоски, и, в конечном итоге, жизнь часто не складывается, а то и вовсе заканчивается суицидом. Тем не менее, жестокое обращение достаточно часто можно видеть в повседневной жизни, а ведь это не только «безобидные» шлепки, подзатыльники, но и серьезные избиения и даже угроза убийства ребенка. 

Однако проблема и в том, что все мы по-разному понимаем насилие, а потому иногда принимаем его за норму. Хотя чего там, это понятие размыто и до конца не определено даже в международных документах. 

Что же говорить о простых обывателях. Для учеников жестокость  - это, прежде всего, избиение, побои, телесные повреждения. Эти варианты отметили 84% респондентов. А вот насмешки и оскорбления принимаются за обычный способ общения  в подростковой среде. 

Родители же, наоборот, чаще всего под насилием по отношению к детям разумеют его психологический аспект. В силу своего возраста или особенностей понимания проблемы они больше видят жестокости в отношении несовершеннолетних.

И вот он момент истины - насколько сами учащиеся способны к насильственным действиям? Более 82% опрошенных не подвергали других жесткому обращению, однако вздыхать спокойно пока еще рано. Порядка 15%  ответили утвердительно, причем в большинстве это дети из обычных семей (полных, со средним достатком)  - на них, может быть, никто и никогда не подумал бы. Это может свидетельствовать о том, что эти ученики знают о жестокости не понаслышке, и практикуют подобные «наказания» для своих обидчиков.  Хотя есть случаи, как говорится, из ряда вон. Один школьник собственную жестокость объяснил желанием развлечься, а другой – вообще не смог назвать явной причины.

 

В школе боятся сверстников

- В современной школе наблюдается подмена педагогики институциональными нормами: требованиями к обязательным результатам обучения, соблюдению определенных стандартов урока и т.д. Таким образом, педагогическое насилие потенциально заложено в самих технологиях традиционного обучения и если педагог не в состоянии его нейтрализовать, то могут возникать конфликтные ситуации, - отмечают исследователи. 

Так нечасто, но происходит. 1,7% опрошенных отметили, что подвергались жестокому обращению в школе за последний год и столько же – затруднились с ответом. 

Поскольку эта проблема до конца не осознается учениками, можно предположить, что реальность гораздо хуже. Это, кстати, подтверждают и ответы родителей - 14,3% уверены, что их ребенок подвергался насилию в школе за последний год. Причем чаще всего выбирались варианты «несколько раз в месяц», то есть не так уж и редко. 

Мнения родителей и подростков совпали на счет источника насилия в школе. Чаще всего агрессию в себе несут «братья по разуму» - сверстники и старшеклассники. Они зачастую оскорбляют, угрожают, шантажируют, критикуют внешний вид подростка или отказывают в общении. 

Однако 17,4% родителей в этом ответе указали на учителей, от которых их дети также страдают психологически. 

 

Без порки не обойтись?

Некоторым детям гораздо сложнее найти общий язык с собственными родителями. Более 2% опрашиваемых признались, что подвергались жестокому обращению в семье за последний год и около процента – затруднились с ответом, то есть их тоже «по умолчанию» можно приплюсовать в эту категорию. 

Лишь около трети взрослых респондентов настроены решительно против физического наказания своих чад и отметили «что это недопустимо». В то время более половины опрошенных считают, что в исключительных случаях «это применимо». Около 8% респондентов уверены, что без этого не обойтись, то есть бью – значит воспитываю. Да, объяснять ребенку «что такое хорошо, что такое плохо» и почему так, а не иначе, конечно, занятие не из легких. Быстрее отшлепать и пусть сам разбирается что к чему в жизни. 

Причем, чем ниже уровень образования, тем выше тяга к ремню. К физическому наказанию, как показал опрос, больше склонны и в неполных семьях. 

В числе наиболее распространенных у родителей видов жестокого обращения  - в равной степени как пощечины, наказание ремнем, так и угрозы, оскорбления. 

Против наказания в воспитательных целях чаще всего говорили многодетные и наиболее обеспеченные родители. В целом же доля семей, где дети наказываются «во благо», составляет 67,3%. Чаще всего, чтобы проучить, родители запрещают прогулку и встречу с друзьями. В каждом третьем случае –  «успокаивают» пощечиной, пинком, подзатыльником или  воспитывают ремнем. Реже ругают, видимо, считая слова, что об стену – горох.  А одна из опрошенных призналась, что ее супруг нанес ребенку телесные повреждения. 

Чаще всего детей наказывают за непослушание - такой ответ дал 101 взрослый респондент.  Наиболее популярные ответы  - неуспеваемость в школе (40,3%), грубость, невоздержанность по отношению к членам семьи (35,1%). У 13,6% родителей поводом к наказанию ребенка стала их личная усталость и раздражительность. Другими словами, возмещение злобы на своем чаде за неудавшийся день. Вдумайтесь в эту цифру. Это адекватные родители, которые априори должны оберегать ребенка от насилия, а не выливать на него свою агрессию. 

На вопрос: «в какие организации вы обратитесь, если ребенок подвергнется жестокому обращению?» почти 50% опрошенных отметили полицию, 19% - школу. Учащиеся в случае применения насилия к ним также среди всех организаций чаще выбирали полицию (60%) и уполномоченного по правам ребенка (13,6%). А каждый четвертый взрослый и каждый третий ребенок затруднились с ответом. Это говорит либо о недостаточной информированности, либо низком доверии к существующим структурам. Уважаемые работники образования, социальной защиты и прочих служб, защищающие интересы детей, делайте соответствующие выводы. 

С.Медведева.

Мнение

Уполномоченный по правам ребенка в РМ Наталья Юткина:

- Когда ребенок рождается, он еще ничего не умеет. Мы учим его сидеть, ходить, говорить,  а также развиваем его эмоционально. Поэтому когда взрослые говорят, что не учили ребенка ненависти и жестокости, они лгут сами себе. Дети – это отражение родителей! 

Многие говорят: «Нас били и мы выросли нормальными людьми». С этим можно поспорить. Сколько дикости происходит вокруг, страну захлестнула волна беспризорных детей, как во время войны! Никто сейчас не хочет ездить на телеге и ходить в лаптях, так почему в воспитании мы встаем на уровень первобытных людей?

Сейчас считается, что дети растут избалованными, но они недолюблены – отсюда все проблемы. Взрослые «откупаются» от ребенка игрушками, сотовым телефоном, одеждой, компьютером…лишь бы он не мешал им заниматься своими делами. Поэтому в психологии появился термин «токсичная мама» - это мама, которая рядом с ребенком, но не вместе с ним. 

Назрела необходимость появления специальных курсов для родителей. Взрослые должны учиться понимать своего ребенка и выстраивать доверительные взаимоотношения, тогда и дети будут добрее. 

 

Кстати

За 2012 год в Саранске установлено 18 фактов нанесения побоев  несовершеннолетним детям (по информации отделения полиции №3 УМВД России  по Саранску). Так, одна мамаша, злоупотребляющая спиртным, «воспитывала» своего сына по пьяни. Для этого она будила его среди ночи и била. Другая же родительница наносила побои совсем маленькому ребенку за малейшую провинность. Подобные примеры по городу не такая уж и редкость.

Кроме того, зафиксировано 3 случая жестокого обращения в отношении несовершеннолетних. Так, сейчас в производстве находится дело, когда над своей дочерью издевался родной отец. Он систематически избивал ее и всячески унижал, например, заставлял кушать в туалете. Мама у девочки лишена родительских прав, поэтому за нее некому было заступиться. А бедный ребенок боялся и молчал… Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы не анонимное сообщение на телефон доверия. Теперь девочка вырвалась из «домашнего плена», а родитель-деспот получит за содеянное сполна.


Personal web page Mordovia newspaper (с)