В сибирской деревне с мордовским названием до сих пор говорят по-эрзянски
После отмены крепостного права в 1861 году огромное количество безземельных крестьян, получивших свободу, поднялись с насиженных мест и ушли далеко за Урал в поисках лучшей доли. Исключением не стали и мордовские земли, разделенные между Пензенской, Тамбовской, Симбирской и другими губерниями. Целыми семьями крестьяне обживали пустынные и суровые просторы и основывали новые села. Виктор Петров, правнук основателя деревни Тавлы, что в Томской области, посетил малую родину своих предков – Мордовию только в прошлом году. А на прошлой неделе он стал лауреатом международного творческого конкурса «Рождественская звезда», организованного Мордовской митрополией Русской православной церкви.
- У меня, как в коренном сибиряке, три родины: Сибирь, Мордовия и Тамбовщина, - рассказывает Виктор Михайлович, который сейчас живет в подмосковной Лобне. – Мой прадед по отцовой линии Еремей Петров после отмены крепостного права выехал с семьей из Подлесной Тавлы в Сибирь и основал в 1863 году мордовскую деревню Тавлы в Зырянском районе Томской области. Там уже родились мой дед Илья и отец Михаил. Мордовский язык в деревне не забыли, даже периодику из Саранска выписывали. Моя мама, Любовь Лаврова – внучка священника отца Сергия (Лаврова) из Тамбова. Сам я родился в Томске.
Впрочем, Тамбовщину тоже можно смело назвать мордовской землей. Недаром само слово «Тамбов» произошло от мокшанского «томба» - «омут».
За полтора века о Еремее Петрове осталось очень немного сведений. Пытливому потомку понадобилось немало кропотливых трудов, чтобы собрать их по крупицам в архиве. Крепкий хозяйственник Еремей отправился в необжитую Томскую губернию со всей своей большой семьей и хозяйством – гигантский регион, где каждый пятый житель был ссыльным. Сибирь хоть и была на слуху, но знали о ней лишь то, что в ней много хлебородной земли.
Семья Петровых (фамилию Еремей получил от имени отца) добралась до Зырянской волости Томского уезда. Несмотря на то, что расстояние до Томска насчитывало всего 120 километров, место оказалось поистине глухим. Петровы остановились близ реки Чулым, которая впадала в Обь. Для крепких трудолюбивых крестьян эта местность стала настоящим кладезем – и плодородные земли, и густые леса чуть поодаль, а в нескольких сотнях километрах уже было известное крупное кемеровское угольное месторождение, центр которого – город Кузнецк - год от года увеличивавшее население и требующее все больше продовольствия.
Ностальгируя по мордовской земле, Еремей не долго сомневался, как назвать свою деревню. Хоть и тек рядом Чулым, а думалось лишь о родной Тавле. Поэтому, вспомнив о покинутых Тавлах – Подлесной и Напольной, он так и назвал новое свое обиталище – Тавлы. Не после этого ли в Томском уезде распространяется особый стиль резьбы по дереву в изготовлении игрушек. Фигурки радостных улыбчивых деревянных человечков очень напоминают Богородскую и, конечно же, тавлинскую игрушку.
В растущей из года в год деревне говорили по-эрзянски, хоть и пополнялась она переселенцами из разных губерний.
- В нашей местности и сейчас распространена мордовская речь, - признается Виктор Михайлович. - Летом 2012 года я впервые посетил землю прадедов, пересек всю Мордовию, на карте напоминающую своим контуром Советский Союз, поклонился прародине – и полюбил ее! Поразила меня и столица республики – уютная, благоустроенная и гостеприимная. Обнаружив в Интернете объявленный творческий конкурс «Рождественская звезда», я решил, что просто обязан в нем поучаствовать и отправил свой рассказ «Ранний свет». И вот, на земле своих предков, я становлюсь лауреатом.
Мордва очень широко распространена на Урале, в Сибири и Дальнем Востоке. В соседней с Томской землей Тюменской областью сохранился, к примеру, настоящий островок мордовской культуры – село Калиновка. В обиходе здесь распространена мордовская одежда, ежегодно отмечаются национальные праздники. Готовясь к ним, местные жители готовят позу и пуре.
Село это было образовано в 1924 году. Тогда в Сибирь переехало 40 семей с территорий нынешних Краснослободского, Ковылкинского и Атюрьевского районов Мордовии. Земляков на новые земли перетащил крестьянин Иван Одышев, служивший в те годы в Ишимском уезде. Он хотел спасти своих родных и близких от безземелья и голода на сибирских просторах. Новое село было названо в честь «всесоюзного старосты» Михаила Калинина.
После того, как Калиновку «открыли» ученые из НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ, она стала второй Теризморгой. Сотрудники Центра мордовской культуры, что расположен в Калиновке, даже инициировали проведение Дней мордовской культуры в Тюменской области.
Уроженцы мордовских селений все чаще приезжают в Саранск.
П. Семенов.
|