Почему «коммуналка» остается дорогим удовольствием и куда уходят наши деньги
Эффективность вносимой квартплаты мы, как правило, сверяем по графе «итого». Если сумма большая - возмущаемся, если меньше, чем в прошлом месяце, – облегченно вздыхаем. Еще нас настораживает перерасчет и растущая стоимость коммунальных услуг. С другими строками больших волнений нет, поскольку не все в них разбираются, и ориентируется лишь на конечные цифры.
Графы для большей прозрачности и делили, и меняли местами, а они все равно для многих как тайна за семью печатями. Почему ЖКХ остается дорогим удовольствием и на что должны идти наши деньги – в нашем материале.
По собственному решению
Никому не нужно объяснять, что такое горячая вода, отопление, электричество…Ключевые понятия здесь тариф, а также наличие прибора учета, либо число проживающих и норматив. Другое дело – жилищные услуги. Чем их измерить и как отследить их качество? Это сделать не так-то просто, учитывая отсутствие универсального для всех правила. Здесь, как говорится, кто во что горазд. Так, в Саранске собственники квартир регулируют жилищные услуги самостоятельно с 2009 года, определяя необходимые им виды работ на общем собрании. Соответственно, тарифы на жилуслуги у каждого многоквартирного дома свои, в зависимости от конструктивных элементов, сроков эксплуатации, наличия инженерного оборудования и т.д. К примеру, если в многоэтажке есть повысительные насосы, котельные на крыше и т.д., то, естественно, затраты на ремонт будут выше.
То же и с работами по содержанию жилищного фонда. Если моете лестничные площадки сами, то платить за санитарную уборку должны меньше. В принципе, жестких правил нет, но есть ориентир –
методическое пособие по содержанию и ремонту жилого фонда многоквартирных домов, утвержденное Госстроем РФ в 2004 году. Оно содержит примерный номинальный набор работ и услуг для поддержания жилищного фонда в соответствии с техническими нормами, чтобы не допустить его разрушения. Данное пособие и рекомендовано органам местного самоуправления как инструкция к действию. Остановимся на основных постулатах этого документа, дабы разъяснить какие виды работ могут «вкладываться» в строки квитанции.
Содержание общего имущества
Всеобъемлющая статья, сюда относятся четыре составляющих.
1. Санитарная уборка мест общего пользования.
Ежедневным ритуалом должно быть подметание лестничных клеток, маршей и мытье пола кабины лифта. Раз в неделю – влажное подметание, а раз в месяц – мытье лестничных площадок и маршей. Также Госстрой рекомендует один раз в год (весной) следующий спектр работ: влажную протирку стен, дверей, плафонов на лестничных площадках, перил и мытье окон.
2. Санитарная очистка придомовой территории
Ежедневно должны убирать контейнерные площадки, независимо от сезона.
В теплый период года – каждый день подметать асфальт придомовой территории, подбирать мусор на зеленой зоне. Три раза за лето нужно выкашивать зеленую зону, прилегающую к дому и, соответственно, убирать скошенную траву.
В холодное время года ежедневно в дни снегопада – подметать свежевыпавший снег. Раз в сутки полагается очищать асфальтированную придомовую территорию от уплотненных осадков, а в дни гололеда – от наледи.
3. Содержание мусоропроводов
Ежедневно должны удалять мусор из приемных камер и подбирать упавший рядом. Раз в неделю рекомендуется мыть стены и полы мусоприемных камер и дезинфицировать мусоропровод. По заявке – аварийное обслуживание.
4. Лифты
Ежедневная уборка лифтовых кабин и техническое обслуживание подъемного оборудования по графику.
Текущий ремонт общего имущества
Наверное, самая спорная строка в плане того, что должны делать бесплатно.
Итак, предполагается, что мы платим за техническое обслуживание помещений общего пользования, а, значит, имеем право на безвозмездную замену разбитых стекол в подъезде, перегоревших лампочек, ремонт и укрепление входных дверей и т.д. К этой графе относится техническое обслуживание общих коммуникаций: замена участков труб холодного и горячего водоснабжения, прочистка и промывка лежаков канализации, устранение течи, ревизия задвижек на трубопроводах холодного водоснабжения, а также замена и ремонт выключателей. Сюда же входит подготовка к сезонной эксплуатации: промывка систем центрального отопления, изоляция трубопроводов, утепление водосточных труб, дымовентиляционных каналов и т.д. Также мы регулярно платим и за ремонт конструктивных элементов: заделку и герметизацию швов и стыков; трещин и выбоин в полах, повторимся в местах общего пользования, борозд в перекрытиях. Кроме того, ремонт подоконных отливов и карнизов, оконных переплетов, укрепление оконных и дверных наличников, покраску стен, потолков и т.д.
Напомним, что к общедомовому имуществу относится и вся система отопления. Если собственник вносит квартплату и батарея выходит из строя, то прямая обязанность управляющей компании – заменить отопительный прибор. Причем это не зависит от того, приватизирована квартира или нет. Есть только одно «но»…По разъяснениям Верховного суда РФ, приборы отопления не относятся к общедомовому имуществу, если на трубопроводах есть отсекающие устройства: вентиля, перемычки, которые можно перекрыть без ущерба для всего стояка.
Услуги по управлению
Тоже вопросов здесь много. Поскольку управляющие компании и подрядчики часто выступают в одном лице, граждане запутались, что с них можно требовать. А вообще, значимость управления переоценить нельзя, без него в доме не будет ни света, ни газа, ни воды. Но кроме заключения договоров с поставщиками коммунальных услуг и привлечения аварийно-технических служб, «управленцам» рекомендовано выполнять заявки по ремонту внутриквартирного оборудования, снимать показания по счетчикам, отчитываться за выполненные работы по содержанию и текущему ремонту, взаимодействовать с председателями домовых комитетов, выявлять строительные дефекты, подготавливать предложения по составлению планов текущего ремонта и т.д.
Пользование жилым помещением
Суммы по строке «наём», для тех, у кого квартира неприватизирована, идут собственнику. На какие нужды они направляются? На возмещение затрат на капитальный ремонт жилищного фонда.
С.Медведева.
P.S. Хотя это только рекомендации, с ними нужно считаться. С одной стороны, чтобы содержать дом в надлежащем состоянии, а с другой - понять как повлиять на тариф. К примеру, если хотите, чтобы лестницу протирали каждый день, то придется платить больше, а если живете в новостройке, то можете «сэкономить» на текущем ремонте. Главное – это запротоколировать на общем собрании собственников.
|