Тысячи граждан, пострадавшие от паводка, до сих пор не получили компенсацию
Страшное наводнение, обрушившееся на республику весной, обернулось катастрофой, с человеческими жертвами, разрушенными мостами и уничтоженным имуществом, которое многие семьи зарабатывали поколениями. С горем пополам спасшиеся «утопленники» практически сразу же были обнадежены обещаниями материальной компенсации.
На улице зима, бьют морозы, жители прибрежных зон с частной застройкой уже готовятся к возможному следующему паводку, хотя тысячи человек не получили деньги за предыдущий…
Громкий отказ и обещание шепотом
Стылая беспощадная муть, за один вечер обступившая тысячи домов по всей республике, а через несколько часов взявшая их холодным штурмом, паспорта с регистрацией не спрашивала. Поднимаясь и уничтожая все на своем пути, она уносила годами нажитое имущество и подкашивая и без того старенькие домики.
21 апреля министр регионального развития РФ и Глава Мордовии посещали наиболее пострадавшие от наводнения районы. После того, как вода ушла из домов несчастных жителей, специальные комиссии стали обследовать жилища на предмет ущерба.
Помощь предполагалась трех видов: единовременная, которую получают все пострадавшие, – 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тысяч рублей на семью. При частичной утрате имущества выделяется 50 тыс. рублей на человека, при полной – 100 тыс. рублей.
- На сегодняшний день выплаты не закончены, - рассказала «М» первый заместитель министра соцзащиты населения РМ Светлана Киселева. – Всего составлено 4 списка граждан, пострадавших от паводка. В соответствии с постановлением Правительства России предусматривалось направить на оказание помощи пострадавшим от стихии жителям Мордовии до 620 миллионов рублей. Выплаты произведены по первым двум спискам.
Изначально было не совсем понятно, кто конкретно получит деньги. В определенный момент собственники затопленных домов, не прописанные в них, получили из муниципалитетов «письма счастья» - в помощи им отказано. Дескать, нужно было регистрироваться в жилищах раньше.
- Я вообще не могу понять, пострадавшая я или нет! – удивляется жительница Рузаевки Надежда Волынцева.
Пострадавшие от наводнения жители, естественно, были в шоке. Во-первых, сам катаклизм стал подлинным кошмаром: не каждый день из-под полов появляется грязная вода, поглощающая ковры и мебель, затапливающая газовые котлы и холодильники. Во-вторых, люди, не дождавшись помощи непосредственно во время паводка, натерпелись издевательств еще и после него. Жители скромных домиков, обивавшие пороги администрации, на всю жизнь запомнят, как от них отмахивались чиновники со словами, «что в том районе живут одни алкаши». В-третьих, лишившись одежды, утвари и других предметов обихода, а также, рискуя быть погребенными полуразрушенными водой домами, многие вынуждены были залезть в долги и кредиты. То, что никто не полез в петлю, получив лаконичный отказ в компенсации, лишний раз свидетельствует, насколько простой русский человек не привык на кого-то надеяться.
Но летом ситуация изменилась. Прокуратура Мордовии опротестовала указ, согласно которому право на выплату компенсаций имели лишь граждане, постоянно проживавшие в затопленных домах. Федеральное законодательство не содержит такого ограничения - право на выплаты имеют не только граждане, проживающие в зоне подтопления, но и все собственники утраченного имущества. Здесь нельзя не отметить и то, что люди могли проживать в подтопленных домах не прописанными и все же получить компенсацию. Только для этого нужно было доказать факт проживания в суде.
Вроде бы недавние «утопленники»-собственники могли спокойно вздохнуть, завести счет в банке, предоставить его в органы соцзащиты и ждать перечисления компенсации. Да только в отличие от отказа протест прокуратуры до населения никто не довел. Люди узнавали, что имеют право на деньги по «сарафанному радио» все лето, и никто не получил ни одного извещения. Правда, это можно оправдать банальным бардаком, который творился на местах. В Рузаевке, к примеру, доходило до смешного – несколько человек заносились в список по одному паспорту.
Закон – что дышло?
Однако окольными путями люди о своем праве на получение компенсации узнали и попытались его реализовать. Документы граждан, которые по каким-либо причинам не были зарегистрированы в подтопленных домах на момент стихии, уже давно собраны, лежат в Министерстве социальной защиты населения Мордовии, МЧС РФ и… прокуратуре республики. В первом ведомстве документы находятся потому, что оно должно принимать решение выплачивать компенсацию или нет; во втором –
потому, что с федеральным Министерством по чрезвычайным ситуациям непонятно зачем согласовывают все списки; а вот правоохранители занимаются списками, потому что ни один из внесенных туда граждан компенсацию так и не получил. То есть налицо – нарушение исполнения федерального закона, конкретно – статьи 18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
- С собственниками ситуация не совсем понятна, - призналась Светлана Киселева. – С одной стороны, невыплата им компенсаций – нарушение закона, но с другой - окончательного решения по ним еще не принято. По каждому лицу решение будет приниматься совместно с МЧС Российской Федерации.
Как сообщала «Российская газета», федеральное МЧС компенсацию не одобряет, считая, что собственники должны были страховать свое имущество. На каком основании оно так считает – неизвестно, потому как закон ни о чем подобном не говорит.
Однако пикантность ситуации даже не в том, что деньги до сих пор не дошли до адресата, а в том, что само Министерство социальной защиты населения нарушило все установленные сроки.
Обратившимся за помощью незарегистрированным гражданам был дан ответ: вопрос о предоставлении им единой выплаты будет рассмотрен только после внесения изменений в постановление Правительства РМ от 15.05. 2012 года №180. Эти изменения были внесены 2 июля.
- В течение месяца Министерство социальной защиты населения РМ было обязано принять решение – выплачивать или нет компенсацию обратившимся гражданам, - объясняет старший прокурор отдела Управления по надзору за исполнением федерального законодательства и соблюдением прав предпринимателей РМ Дмитрий Биряев. – Однако прошло больше пяти месяцев, а решение не принято. В деятельности министерства присутствуют все признаки волокиты. На имя министра социальной защиты республики внесено представление.
Помимо прочего, прокуратура требует привлечь к дисциплинарной ответственности начальника и главного специалиста отдела социальной поддержки населения министерства.
Из-за чего чиновники идут на нарушения?
У министерства имеется 10 миллионов 600 тысяч рублей на выплату компенсаций 1425 гражданам. Естественно, что этих денег никак не хватит. Поэтому варианта выплаты вроде бы как и нет. Что же произойдет, если Минсоцзащиты откажет в выплате? Люди начнут обращаться в суд и, естественно, выиграют. Министерство получит массовые иски с гигантской оплатой всех судебных издержек. Так, может, чиновники не виноваты и сами стали заложниками обстоятельств?
- Нет, - отрезает Дмитрий Биряев. – И Президент, и премьер-министр заявляли, что компенсацию получат все пострадавшие. Но деньги нужно просить и обосновывать. Никто не мешает министерству обратиться за дополнительным финансированием.
Впрочем, первый замминистра сообщила, что в Правительство Российской Федерации уже направлено соответствующее обращение. На него уже наложена резолюция.
- Также нет ясности в трактовке утраченного имущества первой необходимости, за которое также осуществляется выплата, - поясняет прокурор. – Что мы понимаем под таковым имуществом? Одежду и утварь? А дрова? А если, скажем, у бабушки, оказавшейся в зоне паводка, кроме дровяной бани негде помыться, ей что, гнить заживо?
Почему никто не верит?
Однако «подтопленные» жители в получение компенсаций не верят. Кого-то открыто гнали еще летом из чиновничьих кабинетов, кого-то даже слушать не хотели. Рузаевские жители, к примеру, узнают о ситуации с их обращениями только из нашей газеты. Ни городская, ни районная администрации с ними работать не хотят. Какую-либо информацию у них узнать просто невозможно. Доходило до того, что жертвам паводкам отказывались отдавать и предъявлять акты обследования жилищ. Когда мы обратились в горадминистрацию, нас отправили в районную. В приемной нас адресовали к Ивану Семеновичу Марочкину, при этом не объяснив, какую он занимает должность («Должность не могу сказать, - сказала милая девушка, – он у нас по МЧС»). Иван Семенович сообщил, что вопросами компенсации занимается «девушка Анна». Впрочем, более полной информации о ней он также сообщить не смог, сославшись на то, что она просто сидит с ним в одном кабинете. Девушка Анна адресовала нас «к кому-нибудь повыше», например, к замглавы администрации Юрию Лободе. Юрия Николаевича нам пришлось вызванивать уже по мобильному, но он сказал, что на эту тему будет разговаривать позже, и вообще не хотел бы её поднимать.
Впрочем, непонятные вещи происходят и в других районах.
- Мне в компенсации отказали, я не прописана! – горько вздыхает Вера Чеколаева из Ковылкина. – Вроде как меня здесь и нет, хотя я здесь живу 30 лет, 25 лет скотину держала! Зато у нас люди умудряются на 20 квадратах прописать с десяток человек и получить 990 тысяч рублей компенсации!
Получат ли законную компенсацию пережившие паводок люди, покажет время. Пока для них есть лишь одно возможное действие – идти в прокуратуру и суд.
П.Семенов.
Цифры
Граждане, не получившие компенсацию:
Ардатовский район – 1
Зубово-Полянский – 77
Ичалковский – 49
Кадошкинский – 16
Ковылкинский – 380
Кочкуровский – 2
Краснослободский – 238
Лямбирский – 29
Ромодановский – 24,
Рузаевский – 220
Старошайговский – 1
Темниковский – 112
Теньгушевский – 29
г.о. Саранск - 206 |