В Саранске открылся Международный фестиваль «Яушев-Опера»

 Две большие премьеры «Мадам Баттерфляй» и «Свадьба Фигаро» в ближайшие два месяца представит зрителям Государственный театр оперы и балета имени И.М. Яушева.

1 февраля стартовал Международный фестиваль «Яушев-Опера», в рамках которого каждую субботу и воскресенье, вплоть до 30 марта,  артисты театра и приглашённые солисты будут представлять одни из лучших постановок театра. Открылся фестиваль концертом «Опера-гала», который также стал преамбулой ко всему празднику музыки. Какое настроение царило на сцене и в зрительном зале и что ждать в предстоящие недели?

Проникнуться высоким искусством предлагает Государственный театр оперы и балета имени И.М. Яушева. Целых два месяца, каждые выходные, одна за другой, будут звучать красивейшие оперы, те, которые вошли уже в постоянную афишу театра, билеты на которые раскупаются задолго до представления.
И чем же отличается, спросите вы, еженедельный репертуар от большого фестиваля?  Во-первых, настроением и настроем коллектива и организаторов, что собирают творческие силы и приглашают коллег из ведущих музыкальных театров страны, лауреатов международных конкурсов. Вместе с нашими исполнителями они создают гармоничное музыкальное пространство в столице Мордовии.
Открылся фестиваль «Яушев-Опера» концертом «Опера-гала», в котором в сопровождении симфонического оркестра Театра оперы и балета имени И.М. Яушева под управлением Максима Акулова прозвучали известнейшие арии и дуэты из знаменитых мировых опер. Концерт стал преамбулой, многообещающим началом большого праздника.
Настрой задал «Марш» из балета «Щелкунчик». Кстати, фестиваль оперного искусства включает и балеты, ведь куда без них, таких красивых, популярных, бессмертных и востребованных у зрителя. «Щелкунчик», «Лебединое озеро» Чайковского – самые, пожалуй, распродаваемые в театре спектакли. Но организаторы фестиваля говорят, что не только этими хитами хотели бы привлекать зрителей, тем более постоянных, кого уже знают в лицо. Но очень хотят видеть в зале молодёжь, именно на опере, и стараются экспериментировать. 
Руководитель литературно-драматической части театра имени Яушева Юрий Кондратенко замечает, что вечные темы, которые интересуют именно молодых – любовь, желания, страсти – в оперных спектаклях воспринимаются острее через музыку: «Многие оперы на самом деле широко известны и разошлись на хиты, которые можно услышать в роликах в соцсетях, а молодые часто просто не догадываются, что это отрывки из опер. И опера — это, прежде всего, истории на все времена, они увлекают, и современные режиссёры их интересно рассказывают. Пример – «Богема», которую у нас поставила Ляйсан Сафаргулова. Это же спектакль о молодых!»
«Богему» в театре Яушева Ляйсан Сафаргулова представила в 2022 году, а чуть ранее она победила в конкурсе молодых режиссёров и театральных художников для участия в постановке оперы «Богема» Джакомо Пуччини на сцене театра «Геликон-опера».
Молодая, талантливая, заметная. Буквально на днях стало известно, что спектакль Ляйсан Сафаргуловой «В ночь лунного затмения» в Башкирском академическом театре оперы и балета номинирован в этом году на премию «Золотая маска» по 8 категориям! Будем ждать итогов театральной премии, болеть за приглашённого нашего режиссёра и 8 февраля в Саранске смотреть «Богему».
А уже 22 и 23 февраля предвкушаем премьеру «Мадам Баттерфляй» от Ляйсан Сафаргуловой! Кто исполнит главные партии, пока решение не раскрывают, но на концерте солисты театра Наталья Макарова и Николай Ерёмкин уже представили красивейший финальный дуэт первого акта оперы Пуччини.   
Ляйсан отметила, что счастлива второй раз ставить спектакль в театре Яушева, потому что «горячо его полюбила, хорошо знакома с коллективом». И «Мадам Баттерфляй» воплотит на сцене с тем же художником, с которым номинирована на главную театральную премию страны – с Екатериной Малининой. И, безусловно, с дирижёром-постановщиком и художественным руководителем фестиваля «Яушев-опера» Максимом Акуловым. 
И если первый фестивальный день стал предвкушением всего музыкально прекрасного, что ждёт дальше, то во второй, по сути, почтили память прославленного мордовского певца Яушева, в честь которого создали фестиваль, и напомнили, с чего начинался музыкальный театр в Саранске.
В 1937 году первый сезон в Мордовском государственном театре оперы и балета открылся именно «Евгением Онегиным». Илларион Максимович Яушев исполнил партию князя Гремина. Выдающийся бас, мордовский Шаляпин, легенды о судьбе и творчестве до сих пор хранятся в памяти знатоков и ценителей искусства оперы и народного пения.
«В фестиваль, который будет длиться два месяца, вступили с волнением, благостным волнением, – говорит главный дирижёр Максим Акулов. – Предстоят горячие дни, насыщенные репетициями, представлениями, концертами симфонической и камерной музыки, премьерами, знакомствами и общением с приглашёнными солистами и из Большого театра, и из театра «Геликон-опера», и из Санкт-Петербургского Дома музыки, и других. К фестивалю готовились, конечно, заранее, потому что показать две большие оперные премьеры с периодом в месяц требует огромной концентрации сил даже от столичных коллективов. Но в итоге зрители получат многообразие эмоций, а организаторы реализуют главную миссию фестиваля и всей своей работы. А она в том, – отметил Максим Акулов, – чтобы Государственный театр оперы и балета имени Яушева сделать «музыкальным театральным центром республики». 

Personal web page Mordovia newspaper (с)