«Не продаёте ли вы финский шкаф?» |
Телефонные мошенники выходят на новый уровень Как попасть на секретную онлайн-распродажу? Как поговорить с мэром Москвы? Как «сберечь» свои деньги от подозрительных переводов? Об этом теперь рассказывают телефонные мошенники своим жертвам. Схемы преступников становятся изощрённее и безжалостнее. Людмила Кусерова разбиралась, что должно насторожить абонента, откуда они все звонят и на самом ли деле бездействуют правоохранительные органы.
«Финский шкаф»
31 октября пенсионерке из Саранска Нине Ивановне (имя изменено) позвонил «представитель сотового оператора». Мужской голос сказал, что действие её сим-карты истекает. Особого значения этому разговору женщина не придала.
1 ноября Нине Ивановне позвонил кто-то с Госуслуг: «Мошенники получили доступ к вашему личному кабинету и прямо сейчас пытаются перевести все ваши сбережения на поддержку Украины, – сообщил «добрый» незнакомец. – Чтобы этого не допустить, следуйте инструкциям нашего финансового управляющего Дарьи».
Нине Ивановне 74 года, к её неведению принципов работы онлайн-услуг добавилось ещё и волнение (стандартные приёмы телефонных мошенников). Поэтому рекомендации Дарьи срочно снимать все деньги со счетов и передать их курьеру, не вызвали подозрений. Женщина отправилась в первый банк, где хранит накопления. Там обналичила 3 миллиона рублей. Денежные средства она должна была передать неизвестной, которая приедет к ней домой. ️При этом в качестве кодовой фразы было «Не продаёте ли вы финский шкаф».
«В ходе проводимых мероприятий сотрудники уголовного розыска установили личность посыльной. Ею оказалась 60-летняя местная жительница, – рассказали в МВД по Мордовии. – Адрес, откуда нужно было забрать деньги, пенсионерке присылал неизвестный посредством мессенджера. В течение недели телефонный аферист поддерживал с ней связь, инструктировал и контролировал все её действия. К потерпевшей женщина ездила на такси, которое вызывал незнакомец. Получив пакет с деньгами, она, по указанию злоумышленников, уже на другой машине направлялась к банкомату и по продиктованным реквизитам перечисляла деньги».
В качестве вознаграждения посыльная брала себе те купюры, которые не принимал банкомат. Сколько ей удалось в итоге заработать, правоохранительные органы не сообщают. А вот пострадавшая Нина Ивановна лишилась 9 миллионов рублей. По неподтверждённой пока информации, посыльная тоже оказалась жертвой мошенников – была уверена, что участвует в секретной спецоперации по поимке телефонных аферистов. Сейчас полицейские разбираются в этой истории.
«Сработать на опережение»
38-летний житель Чамзинского района Мордовии сообщил в полицию о хищении у него 942 000 рублей. 12 ноября с ним связался якобы представитель сотовой компании, которому он продиктовал персональные данные «для продления сим-карты», а затем коды, пришедшие в смс-сообщениях.
После этого мужчине позвонил ещё один незнакомец и сказал, что мошенники получили доступ к его личному кабинету на Госуслугах и пытаются оформить кредит на его имя. «Для предотвращения несанкционированной операции» собеседник предложил ему «сработать на опережение» и взять онлайн-заём, затем установить на мобильный телефон приложение, ссылку на которое ему отправили, и перевести через него все деньги на «безопасный» счёт.
Потерпевший выполнил все указания. То, что его обманули, мужчина осознал только на следующей день и обратился в полицию.
МВД по Республике Мордовия напоминает: «При поступлении сомнительного звонка, в котором говорится о совершении в отношении вас незаконной операции, рекомендуется прервать беседу. Не переводите свои денежные средства на якобы безопасный счёт, не сообщайте незнакомым лицам по телефону свои персональные данные и банковские реквизиты. Соблюдайте бдительность при переводе денежных средств по неизвестным реквизитам, пользуйтесь только проверенными сайтами».
Лжечиновники и другие преступные тренды
Ещё 3 года назад телефонные мошенники в основном представлялись сотрудниками правоохранительных органов, предлагали за деньги «по-тихому замять дело». Сейчас «легенды» изменились, а преступные схемы стали сложнее.
Теперь модно обманывать людей от имени сотовых операторов, портала Госуслуг, Почты России, Пенсионного фонда. Присылают смс, просят назвать секретный код и с помощью вредоносных программ взламывают аккаунты пострадавших. Фантазия преступников не имеет границ.
«С вами хочет пообщаться мэр Собянин», – примерно так начали говорить телефонные мошенники москвичам. Сначала звонит якобы секретарь столичного градоначальника, а потом и он сам. По видеосвязи! Те, кто с таким столкнулся, рассказывают, что на экране действительно мужчина похожий на Собянина просит финансовой помощи! Цель прежняя – выудить у жертвы информацию о конфиденциальных данных, а потом забрать деньги. На официальном сайте органов государственной власти Москвы появилась предостерегающая информация:
«Появляются сообщения о мошенничестве с использованием искусственного интеллекта. Злоумышленники, используя дипфейки, звонят по видеосвязи и представляются должностными лицами. Помните: представители органов власти, силовых и финансовых структур не могут звонить с неофициальными предложениями!»
В российской Госдуме бьют тревогу: телефонные мошенники научились подделывать голоса реальных людей. Звонят абоненту, молчат в трубку. Собеседник, естественно, произносит «алло», «говорите», «вас не слышно». В это время голос потенциальной жертвы записывается, а потом с помощью нейросетей генерируются другие фразы. Потом полученную запись можно использовать для реализации преступных планов.
Ещё одна схема связана с фотографиями в мессенджерах – достаточно просто открыть присланное изображение, как зашифрованная в нём программа тут же взламывает аккаунт жертвы. Схемы у мошенников меняются, но ядро манипуляции всегда одинаково. Мошенники беспокоятся о ваших деньгах, предлагают спасти сбережения, интересуются, в каких банках открыты счета. Начинают угрожать тем, что «снимают с себя ответственность».
Откуда «ноги» растут?
Если раньше главными в телефонном мошенничестве были заключённые в места не столь отдалённые, то сейчас, убеждены эксперты, 70% всех преступных звонков поступают из-за рубежа. Там работают целые колл-центры. В нынешней ситуации «достать» злоумышленников – задача для правоохранительных органов практически нереальная. Всё, что могут – арестовывать курьеров. Организаторы же испаряются в киберпространстве.
Поэтому в дело вступили банки и сотовые операторы. Первые корректируют законодательство, чтобы финансовые учреждения несли серьёзную ответственность за осуществление подозрительных денежных переводов. Вторые – налаживают оперативное взаимодействие с банками, сообщают о сомнительных активностях на номерах своих абонентов, ведь, как правило, все онлайн-услуги сейчас привязаны к телефонам.
Финансовые учреждения, в свою очередь, сомнительные операции отслеживают и приостанавливают. Штрафы за то, что просмотрели или не уследили, в ближайшее время могут существенно увеличиться. Чиновники уже вышли с инициативой создать специальный фонд для компенсации ущерба жертвам телефонных мошенников. Воплотят ли законотворцы этот проект в жизнь, станет известно совсем скоро. Но и самим людям нужно быть бдительными.
Статистика
В этом году количество киберпреступлений выросло на 30% – по стране куш мошенников с января по сентябрь этого года составил почти 250 миллиардов рублей. А в Мордовии по итогам одного только октября в органы внутренних дел с заявлениями о хищении денег обратились более 130 человек. Они лишились свыше 28 миллионов рублей.
Самыми распространёнными способами совершения преступлений стали продление действия сим-карты и договоров услуг связи, а также защита от несанкционированного списания и оформления кредита неизвестными с последующим переводом сбережений на так называемый «резервный счёт». Банки делятся списками фраз и слов, которые должны насторожить потенциальную жертву:
«МВД/ФСБ». Если у сотрудников этих правоохранительных ведомств действительно возникнут к вам вопросы, они придут сами или пришлют повестку.
«Вы оформили заявку на кредит»/«на вашем счету подозрительная активность». Банковские работники никогда не будут звонить клиенту по таким поводам. Если они и заметят на ваших счетах что-то подозрительное, то заблокируют операцию самостоятельно. Имеют право.
«Истекает срок действия сим-карты». У сим-карт нет срока годности. Если абонент долгое время не пользуется номером, его блокируют автоматически и без предупреждения.
«Переведите деньги на безопасный счёт». У банков нет такого понятия. Каждый клиентский счёт защищён одинаково.
«Помогите задержать мошенников. Никому не говорите». Правоохранительные органы никогда не ведут процессуальные действия по телефону. И уж тем более не предлагают поучаствовать в этой работе незнакомцев.
«Продиктуйте код из смс-сообщения». Никогда не сообщайте смс-коды и пароли!
Есть и общие рекомендации: не доверять незнакомым контактам, не открывать непонятные картинки и ссылки, не вступать в разговоры, не состоять в подозрительных чатах и группах. В общем, быть настороженными и бдительными.
|
Personal web page Mordovia newspaper (с) |