«Остаётся выживать!»

 Жители дома на ТЭЦ-2 боятся, что их аварийный дом обрушится

От них отказались коммунальщики, у них нет горячей воды. Зато есть дыры в стенах и потолке. Уже несколько десятилетий на ТЭЦ-2 на улице Горной, 17 люди каждый день боятся, что их общежитие обвалится и погребёт под собой жильцов. Многие из них от безысходности уехали из квартир, другие продолжают жить среди выпадающих из стен кирпичей и неисправной проводки. А недавно жители выяснили, что по документам их двухэтажный дом – нежилое помещение, но квитанции за квартплату им приносят исправно. 
 
Соседство с мышами
Рима Байгельдина показывает места общего пользования в их секции. Здесь 4 квартиры, общая кухня, ножная ванна и туалет. 3 месяца назад отсюда съехал последний жилец. Девушка не смогла соседствовать с «мышиным царством». 
«Когда в доме меняли систему канализации, устанавливали пластиковые трубы, то оставили дыры в полу. Оттуда мыши целыми полчищами лезли. У нашей покойной соседки было две кошки. Вот они и спасали нас. Но сейчас кошек нет, стало сложно бороться с грызунами. Тут выживать только можно, а вот жить нельзя», – говорит наша собеседница. 
Вот дыра между кухней и ванной, показывает Рима, кирпичи буквально вываливаются из стены. Двери не открываются и не закрываются, в туалет и ванную сходить – целая наука. Полы на кухне накренились, возможно, их удерживает лишь тонкий линолеум. Из всех щелей дует.
Этому общежитию, говорят местные жители, 63 года. Это типовой двухэтажный барак на 16 квартир. Его строили в начале 60-х годов под временное жильё для работников промышленных объектов района. Но оказалось, что нет ничего более постоянного, чем временное. 
 
Персональный ад 
Последний ремонт в общежитии делали в 2018 году к чемпионату мира по футболу. Он был косметический, так что за фасадом, который, кстати, уже изрядно обветшал, скрывается персональный ад местных жителей. 
«Мы уже который год боремся с этой ситуацией. В этом году опять собирали документы и деньги на независимую экспертизу. Экспертная комиссия выявила недостатки. Все эти документы мы относили в администрацию, она нам конкретного отказа не дала, но в документах были неточности. Мы экспертной компании вернули документы, чтобы они внесли коррективы, но они уже сменили название и переоформили фирму на другое лицо, поэтому бесплатно устранять свои ошибки не захотели. И у нас заколдованный круг. Мы сами платим деньги, предоставляем документы, но нас всё равно не слышат. И у нас не осталось надежды на администрацию», – делится с нами Рима Байгельдина. 

Тёмная история 
Вообще, как утверждают жители, история с экспертизой очень странная. Документы были переданы в «Региональный проектно-экспертный центр», их сотрудники и совершили ряд ошибок, при которых администрация не может вынести правильное решение. Тогда жители вновь пошли на улицу Титова, 34, где работает компания, но оказалось, что теперь они именуются «Геостар», и исправлять чужие «косяки» не намерены. При этом директор в обоих конторах тот же самый. А денег на вторую экспертизу у жильцов уже нет. 
 
Дом, которого нет
10 лет назад износ дома составлял 61%, по новому заключению – 67%. Но люди отказываются в это верить. Ведь дом с деревянными перекрытиями и гнилым кирпичом новее не стал. Позже люди выяснили, по документам их дома вообще не существует. 
«Наш домком Наташа, когда подавала документы на признание нашего дома аварийным, получила ответ из администрации: оказывается, мы не многоквартирный дом, не общежитие, а нежилое помещение! – рассказывает ещё одна жительница Анастасия Вавилова. – Вот тут в документах так и написано: нас нет, и как мы тут живём, непонятно. Домоуправление №32 с нами контракт разорвало. И мы сейчас ничейные. А квиточки за квартплату приносят регулярно. Правда, мы расплачиваемся напрямую с ресурсоснабжающими организациями, отдельно за газ, воду и свет. Даже в этом месяце появилась строка «за капитальный ремонт». А что тут ремонтировать???». 
Постоянный ремонт 
«Самое ужасное – постоянный ремонт. Подмазываем, подкрашиваем и постоянно боимся, что потолок на нас рухнет. Вот, смотрите, какая трещина по потолку. Это плиты расходятся уже. Нам тут в прошлый раз двери новые входные в подъезд поменяли, крышу перекрыли. Крыша течёт, а двери не закрываются. Для кого они это делали?» – спрашивает местная жительница и сама же разводит руками.
Ответа ждать не откуда. А ещё Настя показывает нам ту самую папку с документами, которые собирают жильцы с 2014 года. Чиновникам рассказывают и показывают ветхие балки перекрытий, обвалившиеся стены, текущую крышу и старую проводку. Здесь нет горячей воды. Чтобы помыться, нужно устанавливать бойлер, но с холодной водой тоже бывают проблемы. Краны очень старые и их срывает. 
«Мы лампочки меняем раз в неделю, постоянно выбивает пробки. Как можем, везде стараемся подремонтировать. Чтобы не страшно было жить, но жить всё равно страшно», – говорит наша собеседница.
 
Жить по-человечески
Все, кто мог уехать из ветхого дома, постарался сделать это как можно раньше. Остались лишь те, кому некуда идти. К нам подходит девушка, она – многодетная мать, жила здесь много лет, эту квартиру получал ещё её отец. Но, когда на неё и детей стала падать штукатурка в коридоре, взяла ипотеку и съехала. Главное, чтобы дети росли в нормальных условиях, по-человечески.
Продать эти квадратные метры невозможно. Покупателей на такую «заброшку» не найдёшь. Остальные стараются поддерживать друг друга и не думать о страшных прогнозах.
 
Выхода нет???
Ситуации, когда дома признают аварийными, но не сносят, могут тянуться годами. Но эксперты говорят, что отчаиваться не стоит. Если дом не признают аварийным, это решение можно оспорить. Для этого жители обращаются с заявлением в администрацию, после этого проводится экспертиза, по итогам которой составляется заключение: подлежит дом сносу или ремонту.
Этот документ для органов местного самоуправления служит основанием признать или не признать дом аварийным. Жители, не согласные с заключением, могут обратиться с повторным заявлением в администрацию, указать на недостатки экспертизы и требовать повторной процедуры. Но тут нужно быть настойчивыми, говорят юристы.
А ещё можно обратиться в суд, обжаловать решение об отказе признать дом аварийным и подлежащим сносу и заявить ходатайство о назначении новой экспертизы. Впрочем, и этот путь не менее тернист и может занять не один год.
 
Истина где-то рядом
Когда мы готовили этот материал, выяснилось, что чаяния жильцов общежития на Горной услышали и увидели правоохранители. Ситуацию взял на контроль председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Он поручил руководителю Следственного управления СК России по Мордовии Олегу Коробову организовать проверку по факту нарушения прав жителей общежития и доложить в самые короткие сроки. Так что надежда у людей на справедливость ещё не угасла.

Personal web page Mordovia newspaper (с)