Конец или возрождение?

 

Что сейчас с мордовским аэроклубом?

В прошлом веке саранский аэроклуб славился на всю страну. Он подготовил десять Героев Советского Союза. Здесь же «встала на крыло» многократная рекордсменка мира Марина Попович. А в каком состоянии сейчас находится аэроклуб? Пришло ли время закрыть страницу мордовской авиации или она еще имеет шанс на восстановление?
 
Заросшая травой взлётная полоса. Закутанные тканью останки самолётов. И ангар, кажется, вот-вот рухнет. Тихо и спокойно – как на кладбище. В таком состоянии сейчас мордовский аэроклуб. Хотя его история начиналась весьма успешно…
 
Начало
Саранский аэроклуб начал работу в 1935 году. Здание учебного заведения расположилось на перекрестке улиц Советской и Казанской (ныне Крупской). Там построили двухэтажное каменное здание. Аэроклуб назвали в честь Павла Федосеенко, который в 1934 году погиб на территории республики. Его стратостат «Осоавиахим-1» потерпел крушение в селе Потижский Острог Инсарского района.
В середине 1930-х годов саранский аэродром находился на пересечении нынешних Александровского и Северо-Восточного шоссе, где сейчас располагается завод «Цветлит». Ангар с самолётами был расположен вдоль улицы Лодыгина.
В период с 1939 по 1940 год аэроклуб считался одним из лучших учебных заведений в Советском Союзе. Множество молодых людей со всех уголков страны стремились получить лётное образование именно здесь. Однако с началом Великой Отечественной войны аэроклуб был вынужден переехать в чувашский город Алатырь, где присоединился к 29-му запасному авиационному полку.
В годы Великой Отечественной войны в Мордовии сформировались различные подразделения Красной Армии, включая воздушные и морские силы. Новобранцы прибывали из разных уголков Советского Союза, и учебные занятия проводились на местном аэродроме. Самолёты перегонялись из Сибири на фронт через столицу региона. 10 воспитанников аэроклуба получили звание Героя Советского Союза, среди них – уроженец Саранска Владимир Стрельченко, ставший первым Героем Советского Союза в городе.
 
Успех
В 1945 году военные лётные подразделения покинули Саранск. Так наступила эпоха гражданской авиации. Так началась новая жизнь аэроклуба. Он возродился благодаря усилиям пилотов-фронтовиков Григория Шулякова, Анатолия Казакова, Алексея Чернышова, Алексея Терпугова, Павла Архипова, Павла Юртайкина и Константина Подкопалова и других.
В 1950-х годах на базе аэроклуба создали Центральную объединённую лётную техническую школу ДОСААФ СССР, также известную как Народная авиационная академия. Кстати, здесь «встала на крыло» лётчица-испытательница реактивных самолётов Марина Васильева (Попович). После окончания Новосибирского авиационного техникума хотела поступить в мордовскую академию. Но в то время наступила эра реактивной авиации, поэтому женщин больше не принимали в лётные учебные заведения. Тогда Марина отправилась в Москву, чтобы рассказать о своей проблеме военачальнику Клименту Ворошилову. Благодаря его поддержке девушка смогла поступить в саранское учебное заведение. В то время некоторые аудитории «Авиационной академии» находились в доме №3 на улице Васенко (ранее школа № 17). Позже все помещения были полностью перенесены на проезд Жуковского.
В «авиационной академии» также отучилась Нина Литюшкина. Она – уроженка Мордовии. Родилась в ардатовском селе Чукалы. Нина мечтала поступить в саранское лётное училище, но столкнулась с теми же препятствиями, что и Марина Попович. Отец Литюшкиной – фронтовик. Благодаря своему статусу он смог встретиться с Климентом Ворошиловым и попросить содействия в поступлении дочери в учебное заведение. В результате Нина смогла получить образование и переехала в Красноярск, где стала профессиональным пилотом. Там живет до сих пор.
Нина Литюшкина прославилась на весь мир. Она известна как первая женщина-пилот, награждённая медалью Нестерова. Эта государственная награда, которая даётся военнослужащим военно-воздушных сил, авиации других видов и родов войск, лётчикам и инженерам гражданской авиации и авиационной промышленности за личное мужество и отвагу, проявленные при защите страны и государственных интересов, на учениях и манёврах, за высокие показатели в боевой подготовке и воздушной выучке, а также за особые заслуги в освоении и обслуживании авиационной техники. Также имя Литюшкиной внесено в Книгу рекордов Гиннесса за достижение абсолютного мирового рекорда среди женщин-лётчиков по количеству времени, проведённого в небе.
В 1963 году саранскую лётно-техническую школу перевели в Калугу. Аэродром перенесли в район села Лямбирь. Новая бетонная взлетная полоса считалась одной из лучших в стране. На неё могли приземляться даже тяжёлые самолёты. На базе Центральной объединённой лётно-технической школы ДОСААФ СССР сформировался СУТАЦ – Саранский учебно-тренировочный авиационный центр. В 1970-е годы он пользовался популярностью у молодых людей, мечтающих об авиационной профессии. На его базе ежегодно готовили 100 лётчиков, а также осуществляли переподготовку пилотов. Выпускников оставляли в запасе ВВС на случай начала военных действий.
 
Перелом
Но в 90-е в России закрывались многие учебные авиационные заведения. С большим трудом удалось сохранить аэроклуб в Мордовии. Его переименовали в честь Михаила Девятаева и перевели в распоряжение ДОСААФ России. Заведение выживало за счёт вертолётной эскадрильи, которая специально для этого перебазировалась из Латвии в Мордовию. 
В 2003 году удалось преодолеть перелом. На базу аэроклуба передали самолёты, и здесь начали обучать парашютистов. Со временем это направление стало активно развиваться. Согласно государственному заданию готовили сотни парашютистов в год. Также была создана сборная Мордовии, которая выступала на всероссийских и международных соревнованиях. Многие воспитанники достигли успеха в парашютном спорте. Например, Мария Ёлкина. Она серебряный призёр Всемирных военных игр, призёр чемпионата мира, абсолютная чемпионка Европы. Совершила более 3000 прыжков с парашютом…
Ситуация в аэроклубе хорошо складывалась до 2022 года. А потом от Министерства обороны России не поступало никаких поручений. В Лямбире больше не слышно гула самолетов. 
Сейчас в распоряжении аэроклуба 9 самолётов. Работает только один АН-2. Но он летает в Пензе. Помогает готовиться местным и мордовским парашютистам. Остальные самолёты стоят в лямбирском ангаре и нуждаются в ремонте. Несколько лет назад на починку АН-2 Правительство республики выделило 10 миллионов рублей. Только поэтому техника до сих пор летает.
Председатель мордовского ДОСААФ Сергей Яшин вздыхает: в следующем году самолёту снова потребуется ремонт. Цена вопроса – 15 миллионов рублей. Надежда – на поддержку спонсоров, которые вызвались помочь аэроклубу – это несколько промышленных, сельскохозяйственных и строительных предприятий. Одно из них – структурное подразделение Мордовского агропромышленного объединения «МАПО-Транс».
«Своими силами пытаемся восстановить самолёт ЯК, – дополняет Сергей Яшин. – Комплектуем его из деталей, взятых из устаревшей техники».
Весь лётный состав аэроклуба уволился. Кто-то покинул республику, кто-то не прошёл аттестацию, кто-то вышел на пенсию. Но председатель местного ДОСААФ не опускает руки. И даже строит планы. Недавно организация вновь получила госзадание – подготовить 10 парашютистов. Самолёт есть, а лётчиков и инструкторов нет. Потому наша машина и работает в Пензе. Но это временно.
 
Аэроклуб будет возрожден?
«Мы создали план, в который включили мероприятия по возобновлению аэроклуба. Разглашать их пока не могу. Это государственная тайна», – говорит председатель мордовского ДОСААФа Сергей Яшин.
Известно, что на лямбирской базе планируют готовить не только лётчиков и парашютистов, но и операторов беспилотников. Каждую неделю на базе аэроклуба сотрудники «Технопарка» проводят испытания собранных беспилотных летательных аппаратов, которые потом используются в зоне специальной военной операции.
Также в учебном заведении будут заниматься военно-патриотическим воспитанием молодёжи. Здесь уже проводят экскурсии для школьников. Им показывают и рассказывают, чему и как учатся будущие десантники. 
Недавно в аэроклубе были специалисты из Самары, Пензы и Саратова. Они провели экспертизу взлётной полосы и рулёжной дорожки. Заключили, что лямбирский аэродром – в удовлетворительном состоянии. Сюда могут приземляться самолёты как лёгкой, так и тяжёлой авиации. Но для возобновления работы клуба надо решить массу вопросов.
Во-первых, нужно набрать новый лётный экипаж. Во-вторых, привести в порядок имеющиеся здания и классы для обучения. В-третьих, сдать и заменить неработающую технику. Некоторым самолётам уже за 80 лет.
Конечно, на всё это требуется немало денег. Но сотрудники регионального ДОСААФ полны энтузиазма. «Недавно наши парашютисты вернулись из пензенского аэроклуба, где проходили подготовку, – говорит Сергей Яшин. – Они сказали, что тренировки у соседей им понравились, но хотели бы отрабатывать прыжки в родной республике. Мы понимаем, как для них это важно. Сделаем всё возможное, чтобы возродить мордовский аэроклуб».
 

Personal web page Mordovia newspaper (с)