День туризма

На неделе Мордовия отметила Всемирный день туризма.

Это, можно сказать, профессиональный праздник всех путешественников и тех, кто путешествия организует. В этом году российской туристической отрасли есть чем похвалиться. Только за июль почти 10 миллионов поездок по России – это исторический максимум. Какие направления наши сограждане полюбили больше всего, и при чём тут Мордовия? Статистику путешествий изучила Людмила Кусерова.

 
Внутренний туризм снова в моде. Это подтверждается цифрами: за первое полугодие 2024 года путешествие по России заграничным поездкам предпочли почти 37 миллионов наших соотечественников (это без учёта иностранных туристов). Самыми популярными направлениями по-прежнему остаются Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Краснодарский край и Крым. Но это пока. На пятки регионов-туристических лидеров вовсю наступают Северный Кавказ, Алтай, Адыгея, Калининград, Ростовская и Мурманская области. Всё чаще интересуют путешественников регионы Поволжья, Сибири и Дальнего Востока.  
 «Президент поставил задачу к 2030 году увеличить число ежегодных путешествий по стране почти вдвое – до 140 миллионов. Рост количества турпоездок в регионы показывает, что мы движемся к этой цели. Сегодня сделать субъекты более привлекательными для поездок помогают в том числе инструменты нацпроекта «Туризм и гостеприимство». Уже сейчас отдыхать в нашей стране модно. Уверен, в дальнейшем популярность таких путешествий будет только расти», – в одном из своих выступлений сказал заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко. 
У туристической отрасли Мордовии в этом году тоже есть повод для гордости. Прирост туристического потока за 1 полугодие 2024 года составил 30%. Это только путешественники, которые останавливались в гостиницах. Если приплюсовать к ним тех, кто приезжал на один день без ночёвки, статистическую цифру смело можно удвоить. 
«Основными объектами по посещаемости у нас традиционно являются музеи. Главный объект туристской привлекательности – это музей С.Д. Эрьзи. Второе место занимает краеведческий музей – тоже традиционный лидер по посещаемости. Приятно, что из нестандартных объектов показа у нас в лидерах «Мордовия  Арена». За первое полугодие его посетили почти 5 тысяч человек. Это очень круто! Ещё популярностью пользуются промышленные предприятия», – рассказала заместитель министра экономики, торговли и предпринимательства Мордовии Марина Жулина.  
Повышенный градус интереса в этом году гости и жители Мордовии проявили к алкогольному производству – туристы охотно посещают спиртзаводы. Лидеры экотуризма – заповедники. Много гостей в регион приезжает на массовые национальные праздники.
«Если мы говорим о событийных мероприятиях, то лидерами у нас являются Сабантуй, масштабный фестиваль «Мы вместе», «Акша Келу» и большой гастрономический фестиваль «Кургоня» – порядка 15-20 тысяч человек их посетило. Если мы посмотрим по районам республики, то за первое полугодие у нас лидирует сафари-парк – небольшой объект, который набирает популярность», – говорит Марина Жулина.  
Есть в Мордовии и пляжный туризм – он тоже развивается благодаря нацпроекту «Туризм и гостеприимство». Обещают, что буквально в следующем году в республике появятся официальные кемпинги.     
Для обывателя турпоездка – это отдых, развлечение. А для государства – серьёзный инструмент объединения людей и культур. Главными героями этой истории становятся принципы взаимного интереса, уважения, бережного отношения к природе, сохранение духовного богатства для будущих поколений. Кроме того, внутренний туризм помогает развивать экономику регионов. Местные предприятия, включая гостиницы, рестораны и экскурсионные сервисы, получают стимул для роста и улучшения качества обслуживания. Программы субсидирования и специальные предложения от государства поощряют граждан исследовать родные края, открывая новые горизонты для развития и сотрудничества между регионами. 
«Сегодня мы наблюдаем рост новых туристических центров на Северном Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке. Несмотря на то, что абсолютные показатели в этих регионах пока не так велики, туристический интерес к ним растёт темпами, значительно опережающими среднероссийские показатели. Инвесторам следует обратить внимание на эти рынки, пока конкуренция здесь сравнительно невелика. Важно сегодня поддерживать растущий спрос увеличением предложения – увеличивать номерной фонд, создавать новые точки туристического притяжения. На решение этих задач направлены ресурсы национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства»», – отмечает глава Министерства экономического развития России Максим Решетников. 
Таким образом, внутренний туризм в России представляет собой перспективное направление, способствующее не только личностному развитию граждан, но и устойчивому экономическому росту страны. Если говорить о заграничных поездках, то в этом году россияне всё больше предпочитают Турцию, Абхазию и Арабские Эмираты. В пятёрке – Египет и Таиланд. Эти тенденции пока не меняются. 

Personal web page Mordovia newspaper (с)