Лилия Шахова

Театр кукол фантазийный и безграничный

Лилию Шахову как режиссёра-постановщика и актрису хорошо знают в мире кукольного искусства. Без малого 4 десятилетия заслуженная артистка Мордовии работает в Государственном театре кукол. Лилию Шахову приглашают ставить спектакли в театры России. Сотрудничала с коллективами в Набережных Челнах, в Грозном. С родным коллективом в год ставит несколько премьер. Накануне открытия нового театрального сезона Лилия Шахова отметила юбилей. И мы её спросили о жизни, о творчестве, о новой постановке «Кукареку». 
 
– Лилия Владимировна, в стенах Государственного театра кукол Вы отметили не один юбилей. И Вам, как артисту, режиссёру, чаще других приходится задумываться о смыслах своего искусства, деятельности в театре. Сегодня, в очередной юбилей спрашиваем, как живётся, какие ощущения?
– Да прекрасные! Если у тебя в душе присутствует радость, желание дарить радость людям, любить людей, независимо, хорошие они, плохие ли, у нас столько разных черт! Поэтому для меня жизнь – радость, любовь и, конечно, дети, которые всегда рядом, потому что для них ставишь спектакли, с детьми работаешь. И эта непосредственность детская всегда рядом. Отсюда и весело. Всегда надо улыбаться и радоваться жизни!
– А Вы чувствуете, что маленький зритель изменился? Теперь у нас разные поколения, которые красиво называют разными литерами, изменилось ли восприятие детей? Какие спектакли они хотят видеть?   
– В 1985 году я приехала в Саранск, работала сначала актрисой, и дети были другие. Они были более наивные, открытые, впечатлительные очень сильно. Прошло время, дети с двух-трёх лет сидят в интернете. Играют в игры, где нарисованы замечательные картинки, где всё двигается, ритм совершенно другой, соответственно, дети поменялись. Но самое интересное, их доброта, тепло и отзывчивость и сейчас живы. Если герой в спектакле переживает какую-то ситуацию, и в ней надо помочь героям, они также активно откликаются, верят героям. Для них они не куклы, а именно те герои, которые действуют. Несмотря на то, что ритм жизни меняется, загрузки у детей больше, инфопоток очень сильный, дети остаются детьми, вот что радует. Я не думаю, что современным детям нужна какая-то особая атмосфера. Я за то, чтобы ребёнок верил, что кукла, которая сделана из бумаги, папье-маше, из дерева – живой организм. Вот это чудо кукольника. 
– При поступлении в Свердловское театральное училище на драматическое отделение Вы круто повернули в сторону кукольного искусства. По прошествии стольких лет, как считаете, чем Вас наградил кукольный театр?     
– Он меня наградил тем, что здесь свободно можно мыслить, фантазировать, если у тебя есть желание, и ты видишь, как это сделать, именно через призму ассоциаций, через понимание другого мира. Тут особый мир создаётся. Каждый спектакль – совершенно другой мир, ты в него попадаешь, действуешь и проживаешь вместе с героями. Но театр кукол – это театр фантастики, фантазийный, безграничный. Ведь недаром многие элементы театра кукол использует драматический театр. Те же тени, тех же кукол, те же предметы у них вдруг оживают, то есть, он даёт другой ход событиям. 
– Последние 5 лет представляются для Вас очень успешным периодом. Наряду с тем, что сотрудничаете с театрами кукол разных регионов России, и в Саранске выпустили спектакли «Я Эрьзя» и «Певец народной красоты» к юбилеям прославленных мастеров Мордовии. А жизненные периоды сопоставляете со знаковыми постановками?
– С такими большими знаковыми спектаклями нет, не получается. В год постановок получается 4-5. Каждый спектакль  как ребёнок. Ты его создаешь, выпускаешь в свободное плавание, и его уже ведут актёры. А тебе дальше хочется что-то делать ещё, ставить. В голове много мыслей, желаний. Например, сегодня позвонили из Москвы, сообщили, что мой проект выиграл грант Президентского фонда культурных инициатив. Поставим кукольный спектакль «Искусство – это микроскоп» по рассказу Василия Шукшина. Постановщиком будет режиссёр из Ульяновского театра кукол Наталья Крамер и главный художник этого театра, обладатель двух «Золотых масок» Дмитрий Бобрович. Мы же вместе с коллегой Иваном Чиндяйкиным сыграем в спектакле и за людей, и за кукол. Очень хочу, чтобы спектакль вышел в нашем театре. Привлекает тема взаимоотношений. Мир, в котором мы живём, разный, понимание мира у всех различное, именно об этом Шукшин говорил в своём «Микроскопе». Если человек фантазирует, если человек горит желанием познать мир, увидеть другое через микроскоп, значит, он живёт.  
– В этом проекте Вы решили восстановить своё актерское Я, вновь играть на сцене?   
– Да, я как актриса скучаю, и мне нравится играть, но так как нет рядом режиссёра более сильного, интересного, а я посчитала, что Наташа Крамер интересный режиссёр. Я видела её постановки на фестивалях и решила: надо попробовать пригласить. 
– Хорошо, будем ждать премьеру в этом году! Возвращаясь к большим постановкам по творчеству скульптора Эрьзи и художника Сычкова, над которыми работали и как сценарист… Насколько было интересно раскрывать характеры героев исторических, а не привычных сказочных? 
– С большим удовольствием работала над Сычковым, потому что для себя открыла совершенно другого человека – как его жизнь перевернулась после 1917 года, почему он до этого не писал мордовских красивых женщин. Это меня увлекло. Много литературы переворошила. Писала сценарий, по ходу репетиций изменяла тексты, потому что это было всё моё. Конечно, Евгений Пулов, он у нас теперь будет вечным «Сычковым», помогал мне. И Наталья Кочнева, художник спектакля, композиционно всё продумала. Спектакль очень приятно рождался, без нервов. С Эрьзей было чуть сложнее, потому что о нём больше знают, и национальный театр ставил про Эрьзю в один год. И провести его судьбу через призму театра кукол намного сложнее. Думаю, Эрьзя всё-таки у нас один, у них другой получился. Но тема любви к тому, что ты творишь, осталась в каждой постановке.  
– Вам приходится обучать кукловождению новых артистов, что главное стараетесь до них донести?
–  Прежде всего, поверить в себя и поверить в свою руку. Ведь кукловод – это рука. Если твоя рука проживает ситуацию, верит в то, что ты ведёшь не просто зайчика, а уже живое существо, это важно. И, конечно, технике, пластике рук. Без техники кукловождения не бывает. Хочется, чтобы эти мальчики-девочки, которые приходят в театр, у нас оставались, работали. 
– В этом году юбилей совпал с открытием театрального сезона, и вновь Ваша премьера. Чем интересен Вам спектакль «Кукареку»? И представляется, он заинтересует не только детей, но и взрослые смогут открыть для себя важное...
–  Спектакль о художнике, творческом поэте, о человеке, который хочет проявить своё Я. Это Петушок. Когда у него пропадает его «кукареку», он идёт на поиск. Каждый персонаж предлагает ему своё «мяу», «хрю-хрю», и только лягушка своё «ква-ква» не отдаёт. Оно её. То есть, сказка об индивидуальности ребёнка, у каждого есть своё Я. И как сберечь его, не подавить, чтобы потом выросла большая личность? Нельзя лишать голоса человека. Нельзя. И в театре кукол мы пытаемся его сохранять. 
 

Personal web page Mordovia newspaper (с)