Шматок цемента вместо ремонта

Как в Мордовии сохраняют историческую память?

В Мемориальном музее бьют тревогу. Бюст генерала Максима Пуркаева не могут починить уже 10 лет. Вместо ремонта – шматок цемента. А плит с фамилиями Героев Советского Союза нет на месте более 20 лет. И это далеко не всё, на что жалуются сотрудники музея.
 
Вместо металлических плит – пластиковые таблички
«Собираешь историю по крупицам, ищешь факты, а итог? Какая память о Великой Отечественной войне у нас – не знай…» – вот так говорит Игорь Черняев и неспроста. Он уже 12 лет работает в Мемориальном музее и очень трепетно относится к исторической памяти.
Он первым заметил утерю одного из памятников. 25 лет на месте не хватает трёх металлических плит. На них были фамилии Героев Советского Союза. Предположить, где раньше висел памятник, можно лишь по сохранённым фотографиям. Благодаря им Игорь Черняев провёл собственное расследование.
Плиты установили ещё в 1985 году. Кроме фамилий, изображён и весь путь боевой 326-й Рославльской Краснознамённой дивизии. Во время реконструкции и размещения Доски почёта плиты сняли со своего места. Однако в реестре имущества Саранска их нет. Куда делся памятник – загадка.
«Они думали, что Родина будет помнить о них, хранить память. Я не говорю, что полностью не хранится, в чём-то хранится, но плит мы здесь не наблюдаем», – сетует научный сотрудник Мемориального музея. И продолжает: если плиты утеряны – значит, их нужно восстановить. Однако в Администрации Саранска другое мнение, ответ стандартный – денег нет.
Но Игоря Черняева это не остановило. Он пошёл по всем инстанциям и даже написал письмо Президенту. Следом пришёл ответ из мэрии – деньги всё же нашлись, и реконструкция будет. Однако радоваться пока рано – плиты восстановят не в оригинальном виде.
«В прошлом году пришли представители рекламного агентства. Я у них спросил, из чего собираются плиты делать. Из алюминиевого композита – такой дали ответ. Ну, вы знаете – таблички делают из него, то есть две алюминиевых пластины. Уточнил: а как воспроизведут вот эти выступающие детали? Сказали: лазером выжгут. Ну, я и ответил, что с нуля это сделать могут себе куда-нибудь…», – описал ситуацию Игорь Черняев.
Своё недовольство объясняет тем, что памятники о Великой Отечественной войне традиционно делают из натуральных материалов. Например, бронзы, камня или мрамора. А в этот раз хотят сделать из алюмокомпозита. Таблички планируют установить на одной из стен Мемориального музея, и это самих сотрудников не устраивает: «Из палок и «Г» пластиковое чудо они хотят здесь установить, подсветку сделать!»
 
А вместо ремонта – шматок цемента
Проблемы коснулись не только плит. Уже несколько лет работники Мемориального музея просят починить памятник русского полководца Максима Пуркаева.
Во время одной из уборок работники обнаружили, что у статуи отвалилась часть на затылке. Попросили отремонтировать бюст. Но вместо отреставрированной скульптуры увидели, что скол просто замазали цементом.
Просьбы о полноценном ремонте власти игнорируют, рассказывает Игорь Черняев и продолжает: «Наше руководство постоянно обращалось «наверх», чтобы приняли какие-
то меры, потому что всё-таки памятник нашему выдающемуся военачальнику. Однако видите, сколько прошло времени. Уже даже 130-летие вспоминаем его дня рождения, а до сих пор ничего не сделано. Почему такое отношение – непонятно».
Игоря Черняева называют «главным эрудитом Мемориального музея». Он всеми силами старается сохранить историческую память республики. Однако сделать это без поддержки властей практически невозможно. Чтобы добиться реконструкции плит, научному сотруднику понадобилось 2 года. А вот бюсту всё ещё требуется ремонт. Игорь Черняев надеется, что в мэрии увидят эту проблему и помогут с её решением.

Personal web page Mordovia newspaper (с)