Сами себе хозяева |
Дождаться поздно вечером автобус в Саранске – испытание на прочность. Люди проводят на остановках по полчаса прежде, чем приедет хоть какая-нибудь машина. Муниципального транспорта не хватает, а частники уходят с маршрута, как только заканчивается час пик. Все понимают, что с этим надо что-то делать. Но что? Как получилось, что общественный транспорт в Саранске стал бизнесом – вопрос уже риторический. Не наблюдение, а исторически сложившийся факт: после 8 вечера, когда заканчивается час пик, маршруты общественного транспорта в Саранске пустеют напрочь. До 23:00 катаются одинокие троллейбусы и автобусы, но их так мало, что ожидание превращается в испытание пассажиров на прочность.
«Очень сложно уехать. Автобусов практически нет. Бывает, стоишь по 40 минут, прежде чем хоть какой-нибудь автобус подъедет», – рассказывает одна из потенциальных пассажирок на остановке.
Про муниципальный транспорт говорить нечего. «Горэлектротрансу» не хватает ни единиц подвижного состава, ни водителей. Обходятся тем, что есть – свои обязательства исполняют из последних сил. Проблему решить пытаются, и на это нужно время.
А что же частники? Вот тут ситуация интересная. Для владельцев микроавтобусов и «ПАЗиков» перевозка пассажиров – это бизнес. А бизнес должен приносить прибыль. Но о какой прибыли может идти речь, если стоимость проезда ниже, как они говорят, экономически обоснованной. Топливо дорожает, обслуживание машин тоже.
Какой выход? Сорвать пассажирский куш часа пик. Ведь когда пассажиров мало, ездить невыгодно. Если бы остановки ломились от людей в 22:00 и позже, тогда ситуация могла быть другой. Но нет. И даже Транспортное управление Администрации Саранска, которое должно бы всех перевозчиков координировать, сделать ничего не может. Комментарии уже несколько лет подряд плюс-минус одинаковые:
«В настоящее время ежедневный выпуск общественного транспорта по маршрутам городского округа Саранск составляет 70 единиц у муниципального предприятия «Горэлектротранс» и порядка 180 единиц у частных перевозчиков. В вечернее время после 20:00 происходит уменьшение количества транспорта на линии. Это связано, в том числе, с общим снижением уровня пассажиропотока».
Почему частников не приструнят?
С ними нужно договариваться. А суперспособностью к дипломатии обладают не все чиновники. Зампред Правительства Мордовии однажды пытался, и у него даже чуть-чуть получилось. Батыр Эмеев однажды утром проехался по городу на муниципальном автобусе – за 40 минут только его и дождался.
Глотнул чиновник спёртого воздуха в забитом до отказа салоне жёлтого «МАЗа» и «разнёс» на срочной планёрке частных перевозчиков. Мол, совесть у вас есть? А машины? Оказалось, что с машинами-то как раз у частников проблем и нет. Их в составе только одного некоммерческого партнёрства «Пассажирские перевозки Мордовии», которым руководит Владислав Кемяшов в два раза больше, чем у города.
Таких объединений пассажирских перевозчиков в Саранске три. Но на маршрутах после 21:00 в Саранске почему-то один лишь «Горэлектротранс». «Почему?» – допытывался Батыр Эмеев. Ему в ответ частники буркнули что-то невразумительное и пообещали в часы пик усилить проблемные маршруты дополнительными машинами. Помогло, но не везде. Похоже, что договориться основательно так и не получилось.
Тёмная сторона «маршруток»
Между тем, экономисты, финансисты и другие профессионалы по подсчитыванию денег, пришли к нескрываемому выводу: частные микроавтобусы на городских маршрутах в большинстве своём – зло. Они «носятся» по дорогам, обгоняя друг друга, создают пробки на остановках, часто ломаются прямо во время рейса, ведь перед выездом никто их не проверяет. Высаживают пассажиров, где придётся, и предлагают расплатиться за проезд переводом. И большой вопрос: честно ли они отражают в декларациях прибыль или отчитываются как ИП «по упрощёнке» по нулям?
А в это время юридическое лицо «Горэлектротранс» задушен разными выплатами и обязательствами. Чтобы хоть как-то вырулить ситуацию муниципалы даже начали восстанавливать сломанную «гармошку». То есть собираются перевозить больше людей, не за счёт их уплотнения в салоне, а за счёт расширения вместимости самого транспортного средства. Такой подход для пассажирских перевозок стратегически правильный. Если бы частники не вставляли палки в муниципальные колёса, а стали бы нормальными участниками транспортной инфраструктуры города, тогда дело бы пошло-поехало.
А пока одни набивают карманы, а другие разгребают бюрократические завалы, пассажиры так и будут стоять на остановках по 40 минут, а заодно гадать, кому это всё на самом деле выгодно…
|
Personal web page Mordovia newspaper (с) |