Пожары, обрушения и другие недельные беды Мордовии

 Мордовия пока ещё не горит, но предпосылок к этому много.

Во-первых, жаркая погода на территории региона не просто напрягает пожарных и спасателей. Они уже на низком старте – в любой момент может случиться ЧС. Людей просят быть осторожнее. Но не тут-то было! Жители города то ли от зноя, то ли от собственной безответственности заставляют понервничать спецслужбы. Недельная хронология чрезвычайных событий в материале Людмилы Кусеровой. 

Пожар на обувной фабрике 
Первая неделя июля – жаркая во всех смыслах слова – началась с возгорания бывшего здания обувной фабрики в Саранске. Самого предприятия там давно уже нет, но ветхое строение на улице Гагарина стояло до последнего. Очевидцы со всех ракурсов снимали видео – первые кадры с места происшествия появились в интернете быстрее, чем спасатели на пожаре. Густые и плотные клубы чёрного дыма были видны со всех районов города. Огонь охватил кровлю здания. Звонок на пульт дежурного пожарной охраны поступил в 14 часов 11 минут. На место ЧП выехали 6 пожарно-спасательных машин, в том числе 2 автолестницы. Выяснилось, что внутри здания вели строительные работы. Строители сами и вызвали пожарных. 
«Я в помещении работал. Услышал, как сверху что-то хлопнуло. А потом всё загорелось. Огонь был сильный», – рассказал журналистам один из строителей. 
Огонь охватил 210 квадратных метров кровли. Огнеборцы справились с ситуацией за 15 минут. Оставили после себя на асфальте лишь лежащие обгоревшие куски рубероида и дымящиеся деревяшки.
«Официальную причину пожара озвучим позже, – сказал старший инженер отдела организации службы МЧС России по Мордовии Егор Фадейкин. – На первый взгляд, это неправильное обращение с огнём. На кровле проводились ремонтные работы, в результате чего произошёл пожар. Горели строительные материалы».
Сами работники стройки успели выбежать из полыхающего здания, никто из них не пострадал. Представитель фирмы-подрядчика строительных работ озвучивать версию произошедшего отказался. Сказал, что не видит чрезвычайной ситуации, и настоятельно попросил покинуть территорию всех, кто не имеет отношения к тушению пожара. Здание на время происшествия оцепили сотрудники полиции. Это было 2 июля, а 5 числа, через 3 дня, здание рухнуло. 
 
«Есть кто живой?», или «Конец «сапожке»!»
Так, всего за несколько дней, бывшее здание обувной фабрики в Саранске прошло огонь, воду и медные трубы. И не выдержало такой нагрузки. Примерно, в 10 часов вечера 5 июля жители нескольких домов на улице Гагарина услышали сильный шум – от вибрации квартиры буквально затряслись. Люди выглянули в окна и увидели руины здания, которое между собой ласково называли «сапожка». 
«Вот, смотрите, ремонт сделали, и «сапожке» конец пришёл. Там никого не придавило? Там охранники же дежурили. Эй! Есть кто живой?», – очевидцы устраивали минуту тишины, чтобы услышать возможные крики о помощи. Позже выяснилось, что никто не пострадал.    
Двухэтажное здание когда-то принадлежало обувной фабрике. Но потом появились другие собственники. В итоге обувщики стали всего лишь арендаторами нескольких помещений. С ними когда-то соседствовала детская школа каратэ. Но в итоге все съехали. Обувную фабрику, например, выселили в марте этого года в здание напротив.     
«Так как собственник продал это здание, кому – мы не знаем, нас попросили в течение месяца покинуть помещения. И мы переселились, – рассказывает главный бухгалтер обувной фабрики Светлана Пименова. – Когда мы там ещё работали, здание было в нормальном состоянии. Но, видите, они там затеяли ремонт, может с этим связаны их беды?» 
Вполне возможно, что старые конструкции не выдержали пролива водой во время тушения пожара. А может, и сама реконструкция шла не по правилам.   
«Они там несущую стену, скорее всего, разобрали, и всё у них упало, – предполагает один из очевидцев. – Хорошо, что это случилось ночью. Людей не было. Днём прохожих много».
Есть другая версия, к которой склоняются большинство жильцов соседних домов. Люди считают, что от здания просто варварски избавляются. На его месте планируют построить что-то более рентабельное. Но пока это не более, чем догадки на том основании, что слишком уж много происшествий с одним зданием за одну неделю. 
 
Пожар в «Огарёв Арене» 
3 июля рано утром огнеборцы выезжали тушить главный спортивный зал Мордовского университета. Мигалки пожарных расчётов, карета скорой помощи, развёрнутый оперативный штаб, толпа людей у входа, чёрный дым и запах гари вокруг здания – у очевидцев вся эта картина вызвала панику.
Звонок о возгорании в «Огарёв Арене» поступил на пульт дежурного службы 112 в 6:20 утра. Точно не известно, но скорее всего, звонил охранник – других сотрудников в это время в здании обычно не бывает. Дымом заволокло весь 1 этаж. Пожарные приехали быстро, и уже в 6:38 было объявлено о том, что возгорание локализовано. Но машины спецслужб ещё долго не уезжали с места происшествия.  
«Мне позвонил мой молодой человек, – рассказывает девушка, стоящая около входа в «Огарёв Арену», – он здесь работает. Сказал, что пожар. Я услышала сирену на фоне. Разволновалась, приехала сюда. Но вроде ничего страшного, никто не пострадал». 
 «Мы туда ещё не заходили, не знаем, – говорит охранник, который утром пришёл сменить напарника. – Дым ещё валит. Что там внутри происходит, непонятно». 
А чёрный дым и правда валил из входа, пахло палёной проводкой. Пожарные периодически заходили внутрь и возвращались с лицами, чёрными от копоти. Всё это происходило уже после официального объявления о завершении тушения.
В пресс-службе МЧС сказали, что идёт остаточный процесс ликвидации. Открытого огня уже нет. Что именно произошло, сколько и что сгорело – толком неизвестно. Предварительная причина – замыкание электропроводки.
Все мероприятия внутри здания, в том числе и работа детского лагеря, фитнес-центра и тренажёрного зала, временно прекратили. А сотрудников университета, которые работают на территории «Огарёв Арены», временно перевели на удалёнку.
Ректор вуза тоже приезжал на место происшествия, но от комментариев отказался. Объяснил это тем, что полной картины того, что случилось у него пока нет. Когда «Огарёв Арена» возобновит свою работу, неизвестно. Все обстоятельства, приведшие к возгоранию, устанавливают специалисты. Но горят в Мордовии не только дома. 
 
Красные точки
Российский научно-исследовательский центр «Планета» наблюдает за погодой на земле из космоса. По данным спутникового мониторинга каждый день публикуется информация о вероятности возгорания на лесных территориях. Потенциально опасные места отмечаются красными точками. На картах за 3 июля на территории Мордовии красных точек было две. Пожарная опасность в республике сейчас очень высокая. Местами даже чрезвычайная.  
«У нас сейчас действует трёхуровневая система мониторинга пожарной опасности, – объяснил начальник отдела Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Мордовии Евгений Чешуин. – Первый уровень – это космический мониторинг. Мы следим и даём в лесные хозяйства данные о термических точках. Второй уровень – это система видеомониторинга. На территории Мордовии установлены 28 камер видеонаблюдения, при помощи этих камер мы следим за возникновением дымов. Третий уровень – это патрулирование лесных участков. Наши подведомственные организации во время пожароопасного сезона проводят выездное патрулирование лесов». 
Что такое лесные пожары, и чем они страшны, жители Мордовии знают не понаслышке. Жаркий 2010 до сих пор считается эталоном пожарной ЧС в республике. Несколько лет назад горел Темниковский заповедник. Для тушения привлекали пожарные расчёты из соседних регионов. Десятки спасателей жили в палатках около леса, посменно выходили на тушение. Тогда первопричиной возгорания объявили сухую грозу – молния ударила в сухое дерево в чаще леса. В этом году министерство лесного хозяйства региона тоже запретило входить в лес. 
 
Леса на замке 
С 1 июля в Мордовии ввели особый противопожарный режим и ограничение на посещение лесов. Это значит, что даже прогулки в лесной чаще отменяются. Связано это с тем, что в республике установилась жаркая погода, а дождей нет. Минлесхоз оценивает обстановку как четвёртый класс пожароопасности. Для лесного хозяйства это практически пограничное состояние, когда опасность таится даже в осколках стекла. Лесной фонд Мордовии насчитывает почти 700 тысяч гектаров. Это хвойные, лиственные и смешанные леса. В последние несколько дней температура воздуха стремительно менялась, пока не достигла +35 0 в тени плюс ветер и сушь. Поэтому было принято решение об ограничении посещения людьми любых посадок, дубрав, хвойных чащ.
«В этот период, да и вообще в течение всего особого пожароопасного режима, запрещается бросать спички, окурки, нельзя разводить костры и сжигать сухую траву, – объясняют в лесоохранном ведомстве. – Класс пожароопасности сейчас официально четвёртый, но ситуация в Мордовии уже приближается к пятому классу пожароопасности. Это очень высокая степень риска». 
Высокий класс пожарной опасности устанавливается, когда сходятся сразу несколько факторов –количество осадков и колебания температуры. Сейчас у лесников много работы. Мониторинг лесного фонда Мордовии ведут круглосуточно. Ну и самое главное! Штрафы за походы в лес во время особого противопожарного режима сильно выросли. Грибникам, ягодникам и обычным горожанам за прогулку придётся заплатить от 40 до 50 тысяч рублей, должностных лиц могут наказать суммами от 60 до 90 тысяч рублей, юридические лица и организации заплатят от 600 тысяч до 1 миллиона рублей.

Personal web page Mordovia newspaper (с)