Большое обновление Саранска |
Столица Мордовии переживает большое обновление. В Саранске идёт реконструкция канализационного коллектора, в который уходят стоки большей части юго-западного района. Работы начали ещё в апреле, общую протяженность подземных коммуникаций, которые предстоит построить, разделили на три этапа. Сейчас в активной фазе два из них. В то же время в другой части города продолжается строительство путепровода, который соединит Светотехстрой и Химмаш. Работы вышли на следующий этап, поэтому на несколько месяцев закрыли проезд по части улицы Строительной. За забором на улице Серова кипит работа. Отрезок коллектора от канализационно-насосной станции до улицы Республиканская – первый в плане реконструкции. Это даже не столько ремонт, отмечает главный инженер Саранского горводоканала, которому принадлежат коммуникации, это скорее полноценное строительство.
«Новый участок трубопровода монтируется в параллель с существующим, поясняет главный инженер коммунальной компании Олег Макаров. – Соответственно, стоки, которые поступают с юго-западной части города, на данный период идут по старой линии. После того, как участок будет закончен, будет выполнено переподключение, стоки пойдут по новому участку, а старый участок будет затампонирован».
Ветхий коллектор
Старой магистрали около 40 лет, отдельным участкам – 50 лет. Ветхий коллектор собирает стоки на Юго-Западе, идёт от улицы Гагарина по всей Республиканской, сворачивает на улицу Серова, где находится канализационно-насосная станция №2. По своей конструкции коллектор берёт всё больший уклон и увеличивается в диаметре ближе к КНС.
История Саранска последних 10 лет помнит множество порывов этого коллектора и провалов на улице Республиканской. То там, то тут проваливался асфальт, обнажая новую, или точнее сказать, старую проблему. Так случилось в июне 2019 года: на перекрёстке Титова и Республиканской образовалась небольшая дыра в дорожном покрытии. Оказалось, это только предвестник большой коммунальной беды. Когда яму раскопали, выяснилось: обвалилась верхняя часть канализационного коллектора.
Яма заполнялась стоками целого района настолько быстро, что одна машина с бочкой объёмом в 4 тонны откачивать и вывозить жидкость не успевала. Только к полудню несколько коммунальных машин вывезли больше 160 тонн нечистот. Тогда к ремонту коллектора привлекали даже специалистов из Чебоксарского водоканала, на ремонт ушло несколько дней.
Новая магистраль
Основательным обновлением коллектора стоило бы заняться ещё лет 10-15 назад, но финансовая возможность появилась только сейчас. Новые коммуникации протяжённостью 3,5 километра обойдутся в 923 миллиона рублей.
Для удобства работы разбили на этапы. Первый участок на улице Серова – от ул. Республиканской до КНС №2, второй – по ул. Республиканская от ул. Серова до ул. Новопосадская, третий – от Новопосадской до Гагарина, причём, последний этап тоже разбили на 2 участка: от Новопосадской до Титова и от Титова до Гагарина.
Объёмы работ
Асфальтобетонное покрытие на пути нового коллектора снимают участками. Глубина укладки труб ближе к канализационно-насосной станции доходит до 9 метров. Поэтому подготовка к непосредственному монтажу –
технически сложная. Чтобы сократить ширину разрытия и не допустить обвала, работают по специальной технологии: используют шпунты Ларсена –
длинные и узкие металлические профили с замками для укрепления стен котлована.
«Работы представляют из себя сначала снятие асфальтобетонного покрытия, затем установку шпунта Ларсена, после чего идёт разработка грунта, подготовка песчаного основания, монтаж трубопровода и, соответственно, его обратная засыпка. Параллельно с этим идёт монтаж смотровых колодцев и смотровых камер», – рассказал детали главный инженер Саранского горводоканала Олег Макаров.
Процесс небыстрый, строители двигаются метр за метром. Чтобы не останавливаться, заранее подвозят материалы для следующих работ. Ещё на земле соединяют трубы длиной 6,5 метров в отрезки по 13 метров. Это максимум, который можно без последствий опустить на место в котлован. Дальше будут скреплять уже внизу.
По всей длине коллектора увеличивают диаметр труб: например, на Серова вместо метровых уложат диаметр 1,6 метра в связи с учетом потенциальной нагрузки от застраиваемого частного сектора в посёлках Ялга, Николаевка, Пушкино, а также канализования существующей индивидуальной жилой застройки на территории Кирзавода, улице Транспортная, переулка Евсевьева, территории, ограниченной улицами Мордовская, Невского, Пугачёва и Мокшанская в Саранске.
На втором этапе – по Республиканской от улицы Серова до улицы Новопосадская тоже уложат трубы большего диаметра: вместо 60 сантиметров, которые составляют существующую трассу, свежие диаметром 80 сантиметров. А кроме того, заменят сети водоснабжения, попадающие в зону реконструкции канализационного коллектора на Республиканской на участке от улицы Серова до улицы Новая.
Подрядчик
Компания, которая взялась строить по сути новый коллектор для целого района, – опытная: на её счету замена коллектора на Гагарина и Эркая.
«На начальном этапе были определённые сложности, – поделился главный инженер Саранского горводоканала, – потому что необходимо было отшурфить подземные коммуникации смежных ресурсоснабжающих организаций. Сейчас подрядчик усиленными темпами нивелировал отставание. Кроме того, что выполняет работы на двух участках на первом этапе, приступил с опережением графика к выполнению работ на третьем этапе».
Третий этап реконструкции начали 10 июня. На участке от Новопосадской до Титова экскаваторщик Евгений ювелирно управляет техникой – готовит котлован для будущих работ. На небольшом отрезке глубокой ямы уже заняли свои места укрепляющие шпунты, и строители без опасений спускаются в котлован.
Закончат на этом отрезке, перейдут к следующему – от Титова до Гагарина. Ко второму этапу – от Серова до Новопосадской – планируют приступить в июле, а финишировать в целом – к концу ноября 2024 года.
Стройка на Строительной
В Саранске продолжается строительство новой дороги, соединяющей Светотехстрой и Химмаш. Новый путепровод станет самым длинным в республике – он протянется от улицы Пролетарской и почти до моста через реку Инсар, общая длина превышает 3 километра. Дорога пройдёт над промзоной и железной дорогой.
Пока возводят только путепровод – это лишь часть первой очереди автодороги между двумя большими районами Саранска.
Именно поэтому с 7 утра 1 июля и до 11 вечера 31 августа на участке улицы Строительной временно ограничили движение транспортных средств. Под закрытие попал участок дороги от проспекта Ленина, 60 и до Строительной, 1Е. Водителям стоит искать объездные пути заранее.
|
Personal web page Mordovia newspaper (с) |