Нелегальные работники |
В Саранске вынесли приговор двум местным жительницам, которые незаконно помогали иностранным специалистам легализоваться в России. Экзамен по русскому языку сдают не только выпускники школ или студенты, но и мигранты. Сертификат о владении русским языком, историей и законодательством страны для иностранцев, желающих проживать или работать на территории России, является обязательным документом из четырёх, чтобы получить разрешение.
Право на выдачу свидетельства были у университетов, но тестирование зачастую проводили коммерческие организации, с которыми у университета было соглашение. Чтобы избежать афер с подделками результатов, экзамен обязан был записываться на видео. Но коммерческие организации обходили этот пункт.
В декабре 2020 года сотрудниками республиканского УФСБ была пресечена деятельность двух уроженок Республики Мордовия, которые организовали канал незаконной миграции на территорию России путём подделки документа о знании русского языка, истории и законодательства РФ для мигрантов посредством инсценировки.
Частная фирма, где трудились Марина Коркина и Наталья Щетинина, принадлежала мужу последней. Организация расположена на проспекте Ленина, а её окна выходят на миграционную службу регионального МВД.
58-летняя Щетинина на момент совершения преступления являлась тестером Санкт-Петербургского государственного университета. Именно Наталья, как было установлено следствием и судом, давала распоряжение своей коллеге находить клиентов-мигрантов. А дальше в работу вступала она.
Сложность тестирования зависит от того, какой именно документ хочет получить иностранец в качестве разрешения на работу – так называемый патент, получение разрешение на временное проживание или вид на жительство.
Наиболее лёгкий экзамен для получения разрешения на работу – это тестирование. За иностранных специалистов это делали как раз Коркина и Щетинина. С проверкой разговорной речи было сложнее. Каждый экзамен мигрантов фиксировался на камеру. Непосредственно эту видеозапись с результатами разговорной речи Щетинина направляла в вуз, которому остаётся проставить печать и подписать сертификат. Обманывали видеоконтроль инсценировкой. Работники инструктировали мигрантов, как себя вести на экзамене перед камерой и демонстрировали, что им нужно говорить из-за камеры.
– Марина Ивановна, такой вопрос. Можете мне просто выдать, чтобы я не искал, не тратил на это время. Вот на некоторые вопросы у вас написано ручкой на листке. Где ещё такие бланки находятся? – интересуется оперативный сотрудник УФСБ во время обыска фирмы.
– Здесь. Всё перед вами. Там всё написано. Давайте я подойду, поясню, – отвечает Марина Ивановна.
Все эти доказательства легли в основу приговора. И Щетинина, и Коркина были признаны виновными. Каждой в качестве наказания суд назначил 3 года лишения свободы условно со штрафом 100 тысяч рублей. Деньги, похоже, были главным, что интересовало женщин. А вот с какими настроениями попадали иностранные специалисты в Россию – их волновало мало.
Трагические события в «Крокус Сити Холле» повлияли на миграционное законодательство. С 1 мая 2024 года проводить тестирование имеет право лишь определённый список образовательных организаций. В Мордовии существует лишь одна.
«Коммерческие организации с 1 мая не имеют право принимать экзамены. Можно сдавать во ФГУП, созданный при МВД – это казённое учреждение, но, соответственно, у иностранцев большой популярностью не пользуется, потому что там сдают всё честно, сдают всё правильно, иностранцы туда редко прибывают. Либо услугами казённого учреждения пользуются русскоязычные иностранные граждане», – сообщили в УФСБ России по Мордовии.
|
Personal web page Mordovia newspaper (с) |