Священник должен ездить на «Оке»

Митрополит Варсонофий устроил  разнос православным батюшкам

Управляющий делами Московской патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий устроил настоящий разнос своим подчиненным на расширенном заседании Епархиального совета Саранской епархии. Владыка, известный своей прямотой и честностью, не упустил ничего: пассивность благочинных, слабость в образовании кадров духовенства, отсутствие информационной работы. Однако самыми важными и злободневными стали слова о пьяных священниках за рулем, дорогих машинах и подарках от «щедрых людей» вообще. Таким образом, управделами Патриархии обратил внимание на проблему, которая долгое время муссируется в обществе. Эти слова звучали особенно остро после трагедии в Москве с участием иеромонаха Илии, сбившем на дорогом внедорожнике насмерть двух человек и «дипломатическом» ДТП московского игумена Тимофея.

 

 

Представьте, что вы  - на Страшном Суде, - предупредил митрополит святых отцов, которые приготовились было воспроизводить свои отчеты по бумажкам. Представители духовенства, видимо, поняли, что на Страшном Суде их отчеты не произведут впечатления. Тем более, что Владыка прямо заявил: судя по епархиальному сайту, можно сделать вывод, что многие благочиния вообще не работают…  

Однако на Страшном Суде придется отвечать не только за недобросовестную работу, но и дела похуже. 

- Имеются случаи, хотя и редкие, когда священники садятся за руль в нетрезвом виде, как они говорят, после потребления «святых даров», - сказал Владыка. - Но естественные свойства вина в причастии не меняются, поэтому все негативное влияние, что оказывает алкоголь на организм человека, имеется и в этом случае. Священник после потребления причастия за рулём такой же пьяный,  что и человек после употребления обычного спиртного. Некоторые священники пытаются этим обстоятельством, как якобы смягчающим вину, прикрываться, выставляя на поругания Святое Таинство Церкви.

Сразу же Владыка отметил, что священника могут «прикрыть» представители власти:

- Вместе с тем ситуация усугубляется личным знакомством таких священников с руководителями, как принято говорить, компетентных органов на местах. Это приводит к ложной уверенности, что любое нарушение с помощью знакомства можно «замять». Такие горе-пастыри вместо использования благоприятной возможности приводить служителей закона к вере своими беззаконными поступками дают повод к разочарованию в Церкви и её служителях.

А после митрополит «вскрыл» еще одну «болячку» - дорогие машины, на которых ездят священнослужители:

- Мне хорошо известно, что некоторые священники в Саранске и районах, как правило, в молодом возрасте, имеют нескромные средства передвижения. 

На какие деньги приобретаются роскошные автомобили, если зарплата священника составляет около пятнадцати тысяч рублей? Те митрополиту отвечают, что это – подарки. От родителей, знакомых или кого-то еще. Владыка предупредил, что при начислении взносов с прихода в  епархиальное управление такие «подарки» будут учитываться. А потом и вовсе пригрозил:

- Также стоит мне подумать и о возложении дополнительного послушания на таких священников, как имеющих таланты успешно работать со щедрыми людьми.

Митрополит отметил и примеры обратного: председатель социального отдела протоиерей Николай Брындин, обладая внушительными габаритами, ездит на «Оке». 

Ситуация, когда священник катается на дорогой иномарке, но вверенный ему храм разрушается, возмущает, оказывается, не только паству, но и церковное руководство.

- Разве можно священнику сейчас жить не по средствам, ездить на дорогих автомобилях? – недоумевал Владыка Варсонофий. - Нехорошо, когда священник ездит на шикарных авто, а храм стоит в запущенном состоянии.

 О состоянии храмов и монастырей митрополит говорил отдельно:

- Недавно я совершал объезд некоторых храмов и монастырей, и увиденное меня не то чтобы разочаровало, а просто поразило. В одном благочинии, не буду его называть, храм стоит со следами богоборческой эпохи. Но это свидетельствует не о варварстве наших предков, а о нерадении нынешнего настоятеля – благочинного.  Такая же картина предстала при посещении монастыря. Казалось бы, как такое возможно, вот уже более 20 лет прошло с тех пор, как церковь наша стала свободной. Оказывается, некоторые благочинные и руководители монастырей решили, что храм достаточно привести в порядок один раз и навсегда, и ему уже не потребуется ремонта в дальнейшем. Возможно, что у них глаз «замылился»  и поэтому не видно недостатков, или, выражаясь языком аскетики, «окамененное нечувствие» случилось с их сердцами?!

Но при этом Владыка предостерег от увлечения мирскими делами:

- Священник в силу разных причин вынужден заниматься не только душепопечительством, но и хозяйственной деятельностью. В связи с этим он входит в отношения с соответствующими структурами. При этом бывает порой так, что священник, заботясь о благолепии храма,  не считает зазорным для своего сана идти на сомнительные сделки через третьих лиц,  не обращая внимания на пастырскую совесть. Для храма, конечно, польза, для души пастыря – травма. Такой священник начинает восприниматься окружающими людьми обычным дельцом, что, естественно, сказывается на отношении к Русской Православной Церкви. 

Обнажив проблемы Церкви, пусть и на примере собственной епархии, Владыка, наверное, нисколько не уронил, а, напротив, внес большой вклад в дело укрепления её авторитета. Если и дальше проблемы будут не замалчиваться, а решаться, то скоро могут и вовсе исчезнуть. 

- Во избежание сугубо мирских увлечений священнику необходимо проявлять заботу о чистоте своего сердца, - увещевал Владыка Варсонофий. -  Он должен вести непрерывную духовную брань с возникающими в душе греховными помыслами, усмирять и порабощать своё тело, распинать плоть свою со страстьми и похотьми, «духом ходить» и не исполнять вожделений плоти, как заповедует  святой апостол Павел.

П.Семенов.

 


Personal web page Mordovia newspaper (с)