Общественный транспорт

«Никто не выйдет из этого зала, пока мы не придумаем решение проблемы», – эти слова заместителя председателя Правительства Мордовии прозвучали слишком убедительно. После них в историческом зале мэрии Саранска воцарилась тишина. Руководителям транспортных предприятий города было нечего сказать. Но Батыр Эмеев прямо здесь и сейчас требовал решения проблемы с общественным транспортом в столице Мордовии. Тянуть с этим дальше стало уже невозможно. 

Точка кипения 
Утро первого дня рабочей недели у Батыра Эмеева началось с кружочков в Телеграме. В своём аккаунте он сообщил, что едет на работу на общественном транспорте – хочет посмотреть, насколько серьёзна проблема с автобусами и троллейбусами в Саранске. Может, жалобы пассажиров необоснованны? Остановка «Кировский рынок» встретила чиновника дружелюбно: наконец-то хоть кто-то из власть имущих решил выйти в народ и посмотреть, как люди часами пытаются уехать на работу. Уезжают, но с каким трудом! 
«Давно стоите?» – интересуется Батыр Эмеев у женщины, которая от неожиданности чуть не потеряла дар речи. «Да уже минут 40», – говорит пока ещё не пассажирка. – Каждый день так стоим. Почти уже привыкли». 
Батыр Эмеев пропускает вперёд женщин и пенсионеров и втискивается в переполненный автобус. И вот уже заместитель председателя Правительства Мордовии с трудом держится за поручень, на поворотах чуть ли не падает на пассажиров. Типичная ситуация в общественном транспорте. Зато не холодно. В это время на улице природа как раз готовила снег. Чуть позже замёрзший и не на шутку рассерженный Батыр Эмеев собирает срочное совещание в мэрии. Собирает в одном зале всех перевозчиков (в Саранске их трое), руководителей транспортных отделов городской администрации, профильное министерство, приглашает журналистов. Он хочет, чтобы этот разбор контрольных поездок видели и слышали все.
 
Не идёт, не едет 
Проблемы с общественным транспортом в Саранске начались пару лет назад. Интервал движения автобусов, троллейбусов и частных маршрутов раздвинулся до гигантских размеров. В часы пик уехать стало очень сложно, средь бела дня – невероятно трудно, а вечером, после 20:00 – вообще невозможно.
В воздухе, в интернет-пространстве и на кухонных посиделках повис вопрос: куда пропадает, в том числе с радаров ГЛОНАССа, общественный транспорт? Ведь 20:00 – время ещё не позднее, многие только заканчивают рабочий и учебный день. Тому находились объяснения у чиновников.
Во-первых, город уже не тот. Много новых улиц. Видимо, речь о микрорайонах Химмаша «Тавла» и «Юбилейный». Во-вторых, автобусы старые и ломаются. Подарили новые красные «ПАЗы», и появилось «в-третьих» – работать некому. Все старички ушли на пенсию, молодёжь трудиться не хочет в перевозках, даже за большую зарплату. И эти три обстоятельства касались только «Горэлектротранса» – муниципального предприятия, на которое мэрия сваливала всю вину за очереди на остановках. Но есть же частники?
Оказалось, что на них власть имущие вообще повлиять не могут. Поэтому шустрые «газельки» отрабатывают час пик и уходят с маршрутов. В общем, такое объяснение страдающих пассажиров не устраивало, но чиновники с чистой совестью продолжали пожимать плечами: мол, «а мы-то что можем сделать». Так и жили, пока гром Батыра не грянул над Саранском. 
 
Тем временем в мэрии
В историческом зале Администрации Саранска разговор не клеился. Батыр Эмеев хотел конструктивных предложений, но таких ни у «Горэлектротранса», ни у «Ассоциации пассажирских перевозчиков», ни у ООО «ПАТП» не было. 
«У нас это всё как-то интересно делится, – возмущается директор «Горэлектротранса» Борис Боровой. – Зона ответственности моего предприятия 50%. «Горэлектротранс» перевозит половину трафика всех пассажиров Саранска. Но почему-то контролируют в этом городе только одно моё муниципальное предприятие. А частники могут и в 20:00 уйти, и в выходной не выйти. Я каждый день выхожу в город и проверяю свои машины. Они все работают под ГЛОНАСС, за каждую машину ведётся отчёт, я за каждую машину отчитываюсь перед транспортным управлением. А частник отчитывается только перед собой». 
Это, конечно, не честно. Впрочем, и не ново тоже. Диалог с частниками для городских властей всегда был непростым. Но компромисс всё-таки находили. В конце концов пассажирам нет дела до всех этих подковёрных споров – они всего-то хотят не мёрзнуть на остановках в ожидании своего автобуса или троллейбуса. А сделать это реальностью должны чиновники.
Во всём мире работа общественного транспорта – один из главных показателей уровня жизни города, эффективности управления муниципалитетом. Но в Саранске почему-то и автобусы закупают новые, и водителей зовут на работу, а результата нет. И можно бесконечно долго придумывать новые маршруты, пересматривать схемы движения и анализировать пассажиропотоки. Но пока существующий и востребованный общественный транспорт не начнёт работать без перебоев, всё будет бесполезно. 
«Объективно скажу, ситуация плачевная, – делился впечатлениями от утренней поездки с собравшимися Батыр Эмеев. – Люди стоят на остановках по 40-50 минут. Это даже не то, что интервал – проезжает машина забитая, не останавливается. Я понимаю, что сейчас мы здесь с кондачка все транспортные вопросы не решим, но неужели мы не можем добавить по 2 автобуса. Это сложно?»
Конечно, сложно, объясняет со своей стороны директор «Горэлектротранса». Машины есть – работать некому. Борис Боровой уже не раз заявлял, что муниципальный перевозчик испытывает жесточайший кадровый голод. Зарплату прибавили – 60 тысяч рублей «чистыми» минимум. Обещают обучить, с жильём помочь, работой обеспечить. Всё равно не идут люди! 
«Надо «вытаскивать» водителей, просить, умолять, – предлагает свой вариант Батыр Эмеев. – Идти навстречу водителям. У меня есть информация, что как-то неправильно на предприятии с водителями обращаются. Но я сейчас даже не об этом говорю. Не нужно пока оправдываться». 
Примерно такая же ситуация с водителями и на других пассажирских предприятиях. Руководитель частного перевозчика Валентин Капылов (у него в основном небольшие «ПАЗы») объясняет, мол, общественный транспорт плохо ездит из-за пробок и узких дорог: 
«Взять тот же мост на Химмаш. На нём же столько утром машин стоит. Вечером то же самое. Это пропускная способность низкая. Это тоже влияет. Дороги нужно расширять, где-то организовывать какое-то особое регулирование, светофорные фазы изменять».
Третий основной перевозчик в Саранске – «Ассоциация пассажирских перевозчиков». Это те самые микроавтобусы, которые должны бы снимать пассажирскую напряжённость в городе. Но этого не делают. Владислав Кимяшов – руководитель этого предприятия – отчитался перед Батыром Эмеевым, мол, автомобилей у него достаточно. Почти в 2 раза больше, чем в «Горэлектротрансе» даже с учётом тех, что стоят на ремонте. 
«У нас 216 машин. Из них 34 машины в ремонте, примерно 30 единиц подвижного состава по разным обстоятельствам на линии не выходят – потому что остаются без водителей», – говорит Владислав Кемяшов.  
Для сравнения: у города всего 99 машин – автобусы и троллейбусы. Вместимость у муниципалов, конечно, больше. В итоге по количеству перевезённых пассажиров выходит примерно 50/50. Перераспределить нагрузку хотя бы в часы пик – пока оптимальное временное решение. Так решили перевозчики. 
 
А что же дальше?
Нет ничего более постоянного, чем временное. Борис Боровой предложил в качестве ближайших, но не срочных перспектив (это значит не сегодня, и не завтра) создать единый проездной билет. Чтобы пассажиру не приходилось дважды платить, добираясь из точки «А» в точку «В» с пересадками. А ещё нужно, считает Боровой, распределить ответственность на всех перевозчиков, чтобы все за ошибки и недочёты получали равный «нагоняй» от транспортных начальников. Тогда, может быть, и ответственнее будут относиться к своей работе. Как ни крути, а пассажирские перевозки – не просто бизнес, а большая социальная ответственность.  
 
Светлое транспортное будущее
Есть в Саранске люди, которые связывают наступление светлого будущего для общественного транспорта и его пассажиров с перестройкой дорожной сети. Прежде всего необходимо, считают такие народные специалисты, создать для общественного транспорта выделенные линии. Тогда автобусы/троллейбусы и машины не будут мешать друг другу, общественный транспорт не встанет в пробки и станет очень популярным и даже быстрым средством передвижения по городу.
С другой стороны, пора бы перестать считать пассажирские перевозки невероятно прибыльным бизнесом. На самом деле эта часть городской инфраструктуры при условии её нормального развития имеет лишь вторичный экономический эффект. Зато какой! Сразу сокращаются затраты на ремонт дорог, меньше стихийных парковок, город сразу приобретает ухоженный вид.
В общем, всё так. Но пока в историческом зале мэрии Саранска решено перераспределить существующие автобусы по самым проблемным маршрутам в часы пик. А дальше всё возвращается на свои места. Но это временно – скоро всё будет в порядке. По замыслу авторов, эффект от такой встречи пассажиры должны заметить почти сразу. А дальше – курс на стабильное развитие. Главное, чтобы никто об этом не забыл.  

Personal web page Mordovia newspaper (с)