Эйфелева башня на усике комара

Сибирский Левша Анатолий Коненко открыл в Саранске уникальную выставку

Он может подковать блоху, сделать ожерелье для краба, часы для осы, а в маковом зернышке уместить сотню настоящих книг -  в переплете и с иллюстрациями. Аквариум в его исполнении помещается на одном пальце руки, а караван верблюдов - в игольном ушке. Работами художника-микроминиатюриста из Омска восхищается весь мир, а он мечтает, что бы еще сделать этакое очевидное-невероятное.


Чудеса под микроскопом

Даже самые крупные работы Анатолия Коненко лучше смотреть под увеличительным стеклом. Тогда можно понять истинный масштаб удивительного творчества.

- В душе я изобретатель, мне нравится придумывать новые идеи и воплощать их через миниатюрное искусство, - признается Анатолий Иванович. – В начале своего творческого пути я не знал, что такое нанотехнологии, но интуитивно к ним стремился всегда.

В его коллекции немало работ, которые имеют статус самых маленьких в мире: мышеловка – с ноготок младенца, целая серия книжек-малышек, размером меньше одного миллиметра. Причем самый крошечный том выглядит как точка - всего 0,1 x 0,1мм. Разглядеть эту чудо-книжицу, не говоря уже о том, чтобы ее почитать без специальных приборов, практически невозможно. Под увеличительным стеклом «пылинка» оживает, поражая своей содержательностью: тут вам и текст, и картинки в цвете. При издании микро-
книг изобретатель в одном лице художник, дизайнер, гравер и переплетчик.

Каждое произведение, кстати, имеет свой тираж от 30 до 90 экземпляров. За секретом выпуска микрокниг «охотятся» многие  издатели со всего мира, но пока это ноу-хау остается не раскрытым.



И кузнечик запиликает на скрипке…

Недавнее мини-изобретение редкого специалиста - аквариум… на одну столовую ложку воды. Несмотря на этот, казалось бы, нереальный объем, он самый настоящий. В нем установлен мини-фильтр, растут водоросли и даже плавают рыбки – мальки данио рерио.

- Я могу сделать любую работу еще меньше, чем она есть, но посетители выставок меня постоянно просят, наоборот, увеличить их, - поясняет редкий художник. - Наверное, людям хочется разглядеть все получше.

Известному мастеру удается создать не только предметы-крошки, а целые мини-композиции. В своей работе он широко использует живопись, цветную графику, резьбу по дереву, кости мамонта, металл, вязание крючком, вышивку. В качестве главных героев его экспонатов часто выступают мухи, бабочки, осы, комары.

- Мне нравится работать с природным материалом. Бывает, сам ловлю насекомых, а иногда мне их приносят друзья, - рассказывает микроминиатюрист. – Я заметил, что люди на выставке любят сопоставлять размеры. Использование настоящих насекомых позволяет человеку лучше воспринимать работу. Это хорошее сравнение, что сделала природа и на что способен человек. Одно дело, если бы миниатюрная скрипочка лежала отдельно, другое – когда кузнечик на ней «играет». Образ оживает…

Для пущей наглядности в своих работах редкий специалист нередко использует человеческие волосы. На одной волосинке он умудряется написать текст или умещает по ее ширине какой-либо предмет, например, золотой крестик.

Немало на выставке художника оригинальных яиц а-ля Фаберже. Сложно поверить, что тончайшее кружево выгравировано на обычной скорлупе. Ко всему прочему им разработаны технологии  выполнения работ в микроживописи. Известному изобретателю удается выполнить точные крохотные копии великих мастеров – Леонардо да Винчи, Рафаэля, Шишкина, Репина, Сурикова, написать иконы размером с зернышко.
Маленькие шедевры могут стоить целое состояние. Интернет сообщает, что некоторые  работы чудо-человека, содержащиеся в частных коллекциях, оцениваются более чем в два миллиона рублей. А средняя цена на оригинальные мини-книги составляет от трех до тридцати тысяч рублей.



Блоха с золотыми подковами

Анатолия Коненко можно назвать еще микроювелиром. В своих шедеврах он нередко использует благородные металлы. По его словам, это не столь затратный процесс, поскольку для таких масштабов работы одного грамма золота хватит на год работы.

У мастера-волшебника есть целая серия браслетов, колье, ожерелий, сережек. Это самая настоящая коллекция украшений, отлитых по всем правилам ювелирного искусства. Многим дамам, глядя на эти творения в микроскоп, приходится только вздыхать. Очень красиво, жаль, что примерить нельзя.

Но самое популярное произведение художника – подкованная блоха. Осуществить эту задумку его подтолкнул вовсе не известный рассказ про Левшу. Он говорит, что взялся за эту работу после того, как посетители на каждой выставке стали у него спрашивать: «А блоху вы сможете подковать?» Легендарный экспонат известный художник готовил более семи лет.



Медицинский инструмент

- Сроки выполнения работ всегда разные. Что-то получается сразу, что-то приходится откладывать, - рассказывает великий мастер. - С первой своей работой - барельефом Ф.М. Достоевского на половинке вишневой косточки долго мучался. Не знал даже, какие инструменты использовать. Особенно тяжело давалась надпись. Это сейчас написать что-либо на зернышке могу за неделю.

Самое сложное, по мнению выдающегося таланта, было найти для себя подходящие «орудия труда». С этого, собственно, и начались его изобретения в микроминиатюре. Выручила медицина. Анатолий Иванович долгое время сотрудничал с нейрохирургами и офтальмологами. Они нередко его просили заточить щипчики и пинцеты.  Мастер хорошенько пригляделся к этим инструментам и сделал нечто похожее для себя.

 

«Гиннес» не все знает

Человек, побивший массу рекордов в миниатюре, официальное мировое признание получил лишь единожды.
- В Книгу Гиннеса очень сложно занести свое творение, - считает Коненко. – Нужно пройти много процедур. Даже после того, как я представил свою самую маленькую работу в Нью-Йорке на 14-ом Конгрессе миниатюрной книги, ее не занесли в Книгу рекордов. Только под напором коллекционеров всего мира, спустя 6 лет, она там появилась. Не понимаю, почему все так затягивается.



«Буду изучать Мордовию»

Сибирский Левша сделал несколько тысяч необычных экспонатов.

Одновременно в работе у него может находиться сразу несколько десятков творений.

- Я никогда не посвящаю все свое время одному делу. Стараюсь почаще переключаться, чтобы глаза не уставали, - продолжает он. – Не сижу постоянно дома, много путешествую, общаюсь с разными людьми. Люблю отдыхать за рулем, на природе. Раньше я думал, что свяжу свою жизнь с музыкой. Я могу играть на многих музыкальных инструментах и хорошо знаю их устройство. Это помогло мне сделать миниатюрную скрипку и балалайку. Серьезно занимаюсь шахматами, очень люблю поэзию. Углубленно увлекаюсь философией, религиоведением, культурой разных народов. Мордовия меня очень заинтересовала, обязательно буду изучать ее историю, местные традиции, все – вплоть до национального орнамента. Это опять же отдых и новые идеи для моих работ.

С.Медведева.


Personal web page Mordovia newspaper (с)