Ни в чём не виноват?

 В Саранске судят вымогателя

В Саранске начали судить вымогателя, который почти 8 лет держал в страхе водителей маршруток. Он требовал с них деньги, а непокорные лишались имущества. Жителю Ромоданова, например, сожгли машину. Обвиняемому грозит 4 года тюрьмы, и с версией следствия он категорически не согласен.
Эта криминальная история в стиле «лихих 90-х» началась в 2016 году. Предприимчивый гражданин, ранее судимый житель Саранска Сергей Краснов решил подзаработать. Проанализировав рынок, он понял, что 106 и 141 маршруты, которые ездят в Ромоданово и Белозерье – просто «золотое дно». Ежедневно транспортом в этом направлении пользуются сотни людей, а значит, и заработок у водителей большой. За возможность перевозить пассажиров по этим маршрутам для водителей он установил «таксу» от 3 до 5 тысяч рублей ежемесячно. Свой авторитет обвиняемый подкреплял угрозами. 
«Для укрепления своего авторитета среди последних мужчина разработал правила, которыми определил место посадки и высадки пассажиров, очерёдность по их набору, поддержание в чистоте автомобилей, опрятный внешний вид водителей. Понимая, что потерпевшие ему не возражают, со временем он повысил ежемесячный сбор. При этом за автомобиль белого цвета плата составляла 5 тысяч рублей, а за транспортные средства других цветов – 6 тысяч», – пояснили в МВД по Мордовии. 
Поработав немного в таком режиме, Краснов решил узаконить свою нелегальную деятельность. В 2018 году мужчина начал заключать с водителями фиктивные договоры о техническом обслуживании их автомобилей. Говорят, он следил за их внешним видом, за состоянием здоровья и машин, и водителей, за лицензиями, защищал общий бизнес от нелегалов. За свою «помощь» тоже брал с водителей деньги. Но нашёлся и непокорный. В 2016 году на маршрут пришёл работать новый человек – Абдулахат Мамаев из Ромоданова. Дань платить не хотел. Тогда ему объяснили, что машину сожгут, а потом может пострадать и он сам. 
«В 2016 году нас стали выживать с железнодорожного вокзала Саранска. Некий гражданин начал к нам подходить и требовать денежные средства за то, что мы там ездим, – рассказывает Абдулахат Мамаев. – Деньги я отдавать никому не собирался, потому что есть официальные документы, лицензия на работу и перевозку пассажиров. Тогда Краснов начал при свидетелях подходить и деньги с панели просто забирать. Один раз забрал, второй раз забрал. Говорил, что «ты не понял» и так далее». 
 
История одной непокорности 
За свою непокорность Абдулахат Мамаев всё-таки поплатился своими автомобилями. 2 микроавтобуса сожгли прямо во дворе его дома в Ромоданове. Случилось это в 2021 году. Перевозчик был уверен, что это не случайность. Те люди, которым он не хотел платить, наказали его. Абдулахат Мамаев обратился в полицию, но правоохранители не нашли состава преступления. И в следующий раз, рассказывает предприниматель, буквально за руку поймал того самого человека, который сначала требовал деньги. Он как раз портил его машину. 
«Мне там ребята крикнули, что у меня под капотом кто-то лазит. Я подбежал и узнал данного гражданина. Он сразу капот передо мной закрыл, и я не видел, что именно он там делал. Я немного знаю законы и знаю, что трогать ничего нельзя. Полагался на грамотность сотрудников полиции. Я ведь буквально за руку поймал этого человека», – рассказывал Абдулахат Мамаев.
Техническая экспертиза обнаружила в баке для масла постороннюю жидкость, а на крышке – чужие отпечатки пальцев. Уголовное дело завели, была даже очная ставка, на которой, рассказывал предприниматель, подозреваемый вёл себя слишком нагло. Как будто чувствовал, что ему всё равно ничего не будет. В результате – действительно снова ничего. Всё это стало поводом для подозрений, что кто-то кого-то прикрывает.        
«Версия у меня тогда была одна, что делают всё, чтобы меня не было на железнодорожном вокзале. Я уверен, что это были поджоги моих машин. Микроавтобусы были технически исправны, незадолго до возгораний они проходили полное ТО», – объяснял Абдулахат Мамаев.  
Последний поджог навёл на мысль, что нужно подключать общественность. Иначе получается, что власть с высоких трибун говорит о важности малого бизнеса, а когда предприниматель в 21 веке сталкивается с лихими 90-ми, ему никто не хочет помочь. Абдулахат Мамаев опасался, что, не добившись покорности, злоумышленники переключатся на его семью.
 
Дошло до суда
Абдулахат Мамаев, который считал, что его обложили данью ни за что, пошёл в полицию и написал заявление о вымогательстве. После этого за мнимым предпринимателем стали следить, чтобы взять Краснова с поличным. В один прекрасный день предприниматель снова подъехал за платой. Из машины не выходил – обложенные данью перевозчики сами подходили и через открытое окно чёрной иномарки передавали своему «благодетелю» наличные. Как только деньги оказались в руках предполагаемого преступника, за дело взялись силовики. 43-летнего Сергея Краснова задержали за вымогательства. В СИЗО мужчина просидел полгода, сейчас он под подпиской о невыезде. Приходит в суд с адвокатом и своей вины не признаёт – об этом говорит неохотно, но откровенно. 
«Вы полностью согласны с обвинением?» – интересуемся у обвиняемого в ожидании первого заседания по этому уголовному делу. «Нет. Ни в чём. Потому что не было такого», – говорит Краснов. 
Обвинительное заключение утверждено республиканской прокуратурой в отношении 43-летнего Сергей Краснова по части 1 статьи 163 УК РФ «Вымогательство». Санкции этой статьи предусматривают максимальное наказание до 4 лет лишения свободы.     
 
Не вымогатель, а санитар парковки  
Всё было совсем не так, как рассказывают потерпевшие и следствие, уверяет сторона защиты. Ранее судимый индивидуальный предприниматель из Саранска Сергей Краснов просто наводил порядок среди таксистов и перевозчиков. Бизнес привлекательный, кроме хороших перевозчиков много и недобросовестных «бомбил». Они и цены сбивают, и нетрезвыми могут прийти. Самим маршрутчикам некогда ими заниматься. Сергей Краснов взял на себя функцию «санитара рынка». Всё происходило по обоюдному согласию: перевозчики платили, Краснов работал. Все были довольны. Для пущей официальности Краснов даже получил корочку специалиста технического надзора. Если этот предприниматель в своих методах воздействия где-то и перегнул палку, то сделал это по глупости. Но тут возникают вопросы: какая ответственность ждала самого Сергея Краснова при несчастном случае на дороге с одним из его подопечных? На каких бланках он ставил свои подписи? Почему его нельзя было уволить? Платил ли налоги со своей «зарплаты»? 
 
Продолжение следует
Сейчас криминальная история, очень похожая на классическую из 90-х, логично завершается в Ленинском суде Саранска. Абдулахат Мамаев стал инициатором этого дела, но в ходе следствия выяснилось, пострадавших гораздо больше. Полиция установила, что Краснов, кроме поджогов, портил двигатели на машинах, запугивал водителей.  
«Когда Краснов находился под следствием, – рассказывает Абдулахат Мамаев, – была очная ставка. И тот наш разговор не очень-то удался. Краснов смеялся надо мной, говорил, что я вру, наговариваю на него, обманываю следствие. Хотя и доказательства все есть, но человек, по-моему, не осознаёт всей степени ответственности».    
Теперь суду предстоит разобраться, кто прав, кто виноват. Участники процесса предполагают, что разбирательство будет небыстрым и непростым. 

Personal web page Mordovia newspaper (с)