Большой пожар

 В Саранске сгорела известная мебельная фабрика

В четверг, 18 января, в промзоне в Саранске вспыхнул пожар. Чёрные клубы дыма видели люди из разных точек города. Это горело мебельное ателье: склад и производственный цех общей площадью больше тысячи квадратных метров. В страшном ЧП пострадали два человека. 
 
Огонь на складе мебели вспыхнул примерно в 11 часов утра. Чёрный дым повалил оттуда, где раньше был всем известный комбинат «Сура». Первые языки пламени очевидцы заметили в покрасочном цехе. И уже оттуда огонь за какие-то полчаса распространился на всё здание. Деревянная крыша, обшитая металлом, рухнула почти сразу после возгорания. Постройка, говорят, была уже слишком старая. Информацию о пожаре несколько дней активно комментируют в социальных сетях и даже пишут: «Уже не первый раз там горит».
 
Могли бы потушить быстрее
Площадь пожара составила 1750 квадратных метров. Его тушили 66 пожарных, задействовали 15 единиц техники – машины подъезжали одна за другой. Было развернуто 3 боевых участка. И в течение двух часов огнеборцы смогли локализовать пожар, об этом журналистам сообщил руководитель МЧС по Мордовии Сергей Репин. Несмотря на то, что соседние склады расположены почти вплотную, пламя на них не перекинулось.
Справиться можно было бы гораздо быстрее, признаются спасатели. Но им потребовалось много времени на поиск пожарного гидранта, чтобы наладить подачу воды. Начальник службы пожаротушения Мордовии Александр Малов отметил: гидрант, это специальное инженерное устройство, был завален: «Хочу обратить внимание собственников крупных объектов на содержание наружного противопожарного водоснабжения. Минимум 2 раза в год необходимо проверять его исправность. А зимой очищать и само устройство, и пути подъезда к нему. В данном случае этого явно не было сделано». Когда гидрант всё-таки откопали, пожарные столкнулись с новой проблемой: в водопроводе не хватало давления. Поэтому воду для тушения пришлось подвозить с других ближайших пожарных гидрантов, что тоже занимало много времени. Очень помогли 9 кубов воды из поливочной машины, которую прислали из Администрации Саранска. 
По словам Александра Малова, тушение затрудняла ещё и большая горючая нагрузка в цехе. То есть в помещении было много воспламеняющихся предметов, включая мебель, технологическое оборудование, расходные материалы и так далее. В общей сложности, пожар на мебельном складе тушили 8 часов. Победить огонь полностью не получалось из-за того, что сильный ветер то и дело снова раздувал пламя.
На борьбу с пожаром вышли и добровольцы – владельцы соседних складских помещений. Все старались спасти своё имущество. Мужчины, не жалея курток и обуви, бежали с полными вёдрами и заливали полыхающие стены. Кто-то хватал лопаты и закидывал в горящие окна снег. А здание продолжало рушиться.
«На пожаре пострадали два человека, – рассказывает первый заместитель начальника ГУ МЧС России по Мордовии Дмитрий Ситкин, – это сотрудники фабрики, которые попытались потушить возгорание своими силами до приезда пожарных и получили небольшие ожоги. Госпитализация им не потребовалась».
На площади, которую охватил огонь, располагалось не только производство мебели. Также там был склад бытовой техники. Её почти всю удалось спасти – помещение от огня защитили хорошие бетонные перекрытия. И пока пожар туда не добрался, сотрудники фабрики спешно выносили встраиваемые посудомойки, холодильники и духовки. Огромные коробки женщины и мужчины увозили на своём личном транспорте.
 
На пепелище
Всю ночь и на следующее утро пожарные дежурили по очереди: проливали площадь выгоревшего дотла помещения мебельного ателье. В пятницу, 19 января, на пепелище приехали работать эксперты МЧС. А на странице фабрики в социальных сетях директор Сергей Карлаков в середине дня опубликовал обращение к клиентам. В нём говорится о «неотложном переезде производственных мощностей на второе производство, которое ранее занималось изготовлением стандартной мебели».
Руководитель фирмы пообещал, что выполнение заказов по индивидуальным проектам возобновится уже через несколько дней. Но предупредил, что «в силу обстоятельств срок изготовления увеличится». Получится ли у Карлакова оперативно восстановить все технологические процессы и вовремя выполнить заказы, клиенты фабрики, вероятно, узнают уже совсем скоро.
 
Кто и что скрывает?
В службе пожаротушения не был зафиксирован факт, что на мебельном производстве в то утро сработала пожарная сигнализация. У специалистов есть подозрения, что на объекте необходимые системы безопасности вовсе отсутствовали.
На пожаре было много зевак, но следующим утром все очевидцы прятали свои лица за капюшонами и убегали от журналистов. Те, кто действительно что-то знают, как правило, боятся это что-то рассказать.
Руководители мебельной фабрики на утро вместе с экспертами бродили по останкам своего производства. От комментариев наотрез отказались. Будто виноваты. Заинтересованы ли они в том, чтобы причины пожара были установлены? Сотрудничают ли со следствием? И предоставляют ли органам всю необходимую информацию? 
 
Халатность или умышленные поджоги?
В тот же день, 18 января, в Шахтах Ростовской области тоже горела мебельная фабрика. А именно цех, где делали наполнители для матрасов и подушек. В том пожаре пострадали пятеро: один получил перелом ноги, трое – ожоги и ещё один человек – перелом ребра и лёгкое сотрясение мозга.
Страшную череду складских пожаров в 2024 году открыло возгорание в Пушкинском районе Санкт-Петербурга, в посёлке Шушары – там 13 января вспыхнул огонь на складском комплексе известного маркетплейса. Он охватил 70 тысяч квадратных метров. Здание обрушилось, товары сгорели. В момент пожара на складе находились 1617 человек. Пострадавших, как и в Саранске, всего двое, они вовремя получили необходимую медицинскую помощь. 
В чём причина масштабных пожаров по всей стране? Выдвигаются разные версии происшествий – от халатности арендаторов до умышленного поджога с целью получения страховки. Эксперты подчеркивают, что наиболее распространённой причиной возгораний в складских комплексах становится нарушение требований безопасности. Речь идёт, в частности, о ремонте кровли, монтаже новых перегородок и экономии на системах противопожарной безопасности.
 
Последствия
Последствия пожара в Шушарах не будут для маркетплейса критичными, заявили эксперты. Продавцам, чьи товары пострадали, постепенно выплачивают компенсации, так как товар на складе был застрахован по договору защиты грузов. Все селлеры получат ту же сумму, как если бы товары со склада в Шушарах были проданы, сообщили в компании. Часть компенсаций страховщики выплатили уже к вечеру 15 января. А на покупателях последствия пожара никак не отразились. Заказы просто продублировали, если товары есть на других складах маркетплейса. Если нет, к покупателю вернулись его деньги. 
Получат ли компенсацию за задержку с выполнением заказов клиенты мебельной фирмы в Саранске, неизвестно. Руководитель не желает вступать в коммуникации с журналистами и официально заявить о каких-либо корректировках в оплате заказов. Было ли застраховано производство, комплектующие и материалы, из которых делали мебель, тоже неизвестно.
Однако по факту пожара на мебельном складе на Пролетарской улице Саранска Прокуратура Мордовии уже организовала проверку, в ходе которой будут установлены причины и условия происшествия.

Personal web page Mordovia newspaper (с)