Заместитель министра Просвещения России в Мордовии |
На неделе в Мордовию приехала заместитель министра Просвещения России Татьяна Васильева. Одной из ключевых тем обсуждения стала профориентация на этапе школьного образования. Дискуссию вели на площадке Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва. Сейчас в регионе теме профориентации уделяют большое внимание, однако есть инструменты, которые не используют совсем, отметила федеральный замминистра. Какие советы получил регион? В большой университетской аудитории собрались директора школ Мордовии, огарёвских институтов, представители предприятий из ключевых отраслей региона и министерств республики. Встречу по обсуждению профориентационной работы в Мордовии не зря назвали стратегической. «Профориентация актуальна и важна и родителям, и будущему студенту, и руководителям предприятий, и руководителям органов государственной власти всех уровней, – объясняет, почему обсуждать тему собрались именно таким обширным составом, ректор Мордовского госуниверситета им. Н.П. Огарёва Дмитрий Глушко. – Потому что все вместе заинтересованы решить общие задачи: бизнес – обеспечить себя качественными специалистами; органы власти – отрегулировать, балансировать процессы, связанные с пониманием, куда надо вкладывать ресурсы для того, чтобы экономика территории активно развивалась; родителю нужно понимать, что его ребёнок получит качественное, хорошее образование в лучшем для него университете; ну, а у самого ребёнка есть определённая мечта, ожидания от взрослой жизни».
Замминистра Просвещения России Татьяна Васильева в своём выступлении акцентировала внимание на том, что профориентацию важно рассматривать в контексте социально-экономического развития региона и страны в целом. Потому что, по оценкам статистиков, выпускников, а значит, и квалифицированных специалистов будет становиться всё меньше. «С 2030 года на 600 тысяч детей меньше родится и придёт в детский сад, – поделилась статистическими прогнозами Татьяна Васильева. – Ежегодное сокращение детей в детских садах 130 тысяч. Здесь ничего придуманного, это просто демографические тренды. После 2033-34 года и до окончания горизонта прогнозирования до 2040 года будет постепенное снижение численности выпускников, которые выходят на рынок труда. И с этим надо уметь жить».
Поэтому уже сейчас каждый школьник, которому когда-то предстоит выбрать профессию, на счету, подчеркнула замминистра Просвещения. Иначе не то, что кадровый «голод», кадровая «засуха». «У нас сейчас на предприятиях порядка 1300 незакрытых вакансий, плюс создаются новые предприятия, новые рабочие места, – рассказал о ситуации с кадрами министр промышленности, науки и новых технологий Мордовии Игорь Губайдуллин, – поэтому нам сегодня нужно думать о том, кто придёт работать на высокооплачиваемые и высококвалифицированные рабочие места завтра, послезавтра и в последующие годы». Не хватает инженерного состава на республиканских предприятиях – специальности точечные и критически необходимые. Большой недостаток кадров в рабочих специальностях – есть дефицит сварщиков, специалистов, работающих на ЧПУ-станках.
Чтобы не обсуждать тему абстрактно, федеральный замминистра перешла к предметному разговору о Мордовии – акцентировала внимание на доступной на открытых ресурсах стратегии социально-экономического развития региона и отметила, что профориентация не всегда отвечает глобальным задачам, установленным в документе.
Есть хорошие начинания: отдельные предприятия сотрудничают с университетом, даже используют сквозную модель профориентации «от детского сада до вуза». Дети таким образом буквально открывают для себя профессии. «Мы сотрудничаем с одним из предприятий Мордовии, – рассказывает на примере своего учебного заведения директор Центра образования № 15 «Высота» имени Героя Советского Союза М.П. Девятаева Ирина Ванисова. – В рамках сотрудничества организуем выходы школьников на производство, экскурсии, где предприятие показывает всё, чем оно живёт. У многих складывается такое впечатление, что наши предприятия остались ещё в прошлом веке, хотя это не так. И ребята приходят очень довольные тем, что действительно прогресс коснулся не только школьного образования, но и наших предприятий тоже. Они понимают, что труд сейчас больше автоматизирован, что это интересно, что это прибыльно, что это приносит и удовольствие, и материальные блага, и позволит в будущем обеспечить их семьи».
В Мордовии не так много профильных классов, которые ориентировали бы школьников на дальнейшие профессии. Но они есть. А вот дополнительное образование для профориентации в республике практически вообще не используют, подчеркнула замминистра Просвещения России: «Через дополнительное образование тоже можно формировать интерес. Через дополнительное образование тоже можно привести ребёнка в профессию. Вовсе не обязательно все будут музыкантами, если закончили музыкальную школу, но если человек ходил в кружок «Юный химик» с пятого класса, то явно он выберет себе химбио или как технолог, или как пищевой технолог, или как врач. Это совершенно точная корреляция дополнительного образования и будущего выбора профессии».
Большинство кружков в Мордовии – творческие, физкультурно-спортивные, социально-гуманитарные, а может быть иначе. И это – повод задуматься, подчеркнула Татьяна Васильева.
|
Personal web page Mordovia newspaper (с) |