Тургеневский Дом культуры: Путин, помоги! |
Жители села Тургенево Ардатовского района попросили у Владимира Путина ремонт сельского Дома культуры. Зданию 60 лет, и капитального ремонта не было ни разу. Свою заявку отправили в приёмную президента России накануне Прямой линии. Услышала ли Москва, и как на такое отреагировали власти Мордовии? Мимо Дома культуры в Тургеневе не пройдёшь – это большое здание с колоннами в центре села. В начале 60 годов ХХ века его строили работники местного светотехнического завода. Приходили в выходные дни и заливали фундамент, клали кирпичи, штукатурили стены. В общем-то Дом культуры и строил завод для себя, чтобы светотехники могли приходить и создавать творческие коллективы, организовывать кружки для детей. Поэтому здание получилось большим, вместительным, красивым и надёжным.
«В нашем ДК кипела жизнь, – рассказывают местные жители, – и танцы, и концерты. А сколько раз наши местные ансамбли побеждали на республиканских конкурсах, и не сосчитать! Творческие коллективы из соседних районов к нам приезжали. И Дом культуры постепенно стал символом Тургенева».
В начале 2000-х ДК отдали на баланс сельской администрации. И сразу начались проблемы. Первые несколько лет здание держалось на ремонте, оставшемся от прошлого хозяина. Без должного ухода начало разваливаться. Посыпалась штукатурка, потекла крыша, а в 2022 остались без отопления.
«У нас переделывали отопительную систему, – рассказывает заведующая ДК, – мастера не успели закончить работу до холодов, и всё замёрзло, трубы лопнули. В итоге половина помещений теперь не отапливается. Мы ими не пользуемся, там минусовая температура. Это танцевальный класс – дети репетируют у нас, где придётся, и мой кабинет – в нём даже штукатурка осыпалась».
Экскурсия по руинам
Татьяна Ерёмина заведует тургеневским Домом культуры почти 30 лет. Всё это время, рассказывает женщина, она бьётся за капитальный ремонт. На первом этаже ещё теплится жизнь: в концертном зале проходят мероприятия, в фойе работают волонтёры и даже проходят фитнес-тренировки. Поднимаемся на второй этаж, и картина открывается удручающая: потолок весь в подтёках – сразу видно, где прохудилась крыша, штукатурка на стенах потрескалась – того и гляди обвалится на головы людей. На втором этаже находится кабинет художника-оформителя, вокальная студия, костюмерная, библиотека и тот самый замороженный хореографический класс, в котором теперь никто не учится.
«Посмотрите, какие у нас компьютеры, – говорит Татьяна Ерёмина, показывая в сторону кинескопных мониторов. – Технику нам обновляли в начале 2000-х годов. Тогда это было очень современно, а сейчас уже можно ретро-выставку устраивать».
Для ретро-экспозиции в тургеневском ДК есть всё: и кованые перегородки между помещениями, и аппаратура с освещением в концертном зале. Ещё из уникального – рукописные панно на стенах. Их, рассказывают сотрудники ДК, когда-то рисовали художники с натуры: на картинах участники сельского ансамбля народной песни во время выступления на фоне местной природы. Всё это нужно реставрировать. В сельском бюджете денег нет, районный тоже влачит безрадостное существование, министерство культуры предлагает здание снести и построить новое, поменьше. Республика вообще молчит. Вот и решились люди обратиться на Прямую линию к Владимиру Путину – записали видеообращение. Из Москвы пришёл ответ.
Правда, услышали?
Прямую линию Президента России жители Тургенева ждали как никогда. Накануне трансляции им обзвонились столичные СМИ. «Неужели в Кремле нас услышали? Неужели сам Президент поможет осуществить мечту маленького села в Мордовии?» – волновались люди.
«Нам всегда чиновники только обещали помочь. Особенно перед выборами. И до этих самых выборов делали вид, что работают над решением нашего вопроса, – рассказывают жители Тургенева. – Это, извините за выражение, мышиная возня, которая в результате заканчивалась ничем. Как только проголосовали, про нас забывали до следующего раза. Вот это самое обидное. Поэтому обращение на Прямую линию Президенту России – это крик души, последняя надежда».
Да и сколько известно историй, когда региональные чиновники почти мгновенно бросаются решать проблему, озвученную в прямом эфире. Но долгожданная Прямая линия прошла и снова тишина.
«Никто не позвонил, никто даже «на ковёр» не вызвал, – пожаловалась заведующая ДК Татьяна Ерёмина. – Если б отругали, то это была бы хоть какая-то обратная связь. Правда, министерство культуры написало, что в следующем году будут составлять проектно-сметную документацию, в 2025 начнут подготовку, в 2026 будет стройка. Во-первых, эти слова нам говорят последние 10 лет, поэтому в них уже не верится. Во-вторых, мы против того, чтобы это здание сносили. Ведь построят одноэтажный «магазин», в котором не развернуться. Жители села за то, чтобы сохранить именно это историческое здание, которое своими руками строили наши прабабушки и прадедушки. Оно находится в самом центре, это архитектурный акцент Тургенева. В-третьих, 3 года ДК может и не простоять – у него уже фасадные колонны рушатся».
С фасада здание и правда не внушает доверия. С торцов обвалилась штукатурка и обнажила кирпичную кладку. Одной колонны действительно не хватает – несколько лет назад этот массивный архитектурный элемент накренился, пришлось его ликвидировать, чтобы никого не зашиб. Неприглядность главного входа маскируют баннерами и декоративными панелями. Однажды глава Ардатовского района в сердцах предъявил претензию работникам тургеневского Дома культуры – мол, скиньтесь на мешок штукатурки и сами подлатайте дыры, которые мешают работать. Но если бы проблема решалась настолько просто!
ДК жив, жил и будет жить
Между тем, ДК в Тургеневе – настоящий сельский оплот культуры. В селе 4000 жителей, из них 1000 детей – многие ходят в местные кружки. На базе ДК работает 4 танцевальных коллектива, вокальная студия, театральная мастерская, спортивные секции, базируется волонтёрское движение, ансамбль ветеранов и народный коллектив «Русская удаль», который ездит на гастроли по республике и занимает призовые места в региональных конкурсах. Силами работников ДК в селе по большим праздникам устраивают народные гуляния с театрализованными представлениями, концертами местных коллективов.
«Я пою в ансамбле «Сударушки», – с воодушевлением рассказывает пенсионерка Екатерина Степашкина. – Мы в этом ДК занимаемся, нам здесь очень нравится. Выезжаем на концерты, были недавно на фестивале в Алатыре, в Чувашии. В Ардатов на днях тоже съездили. Мы хотим, чтобы нам оставили наше здание, чтобы не сносили его. Наши родители сюда ходили, мы сюда ходим, наши внуки ходят, и правнуки должны ходить в такой ДК – большой и красивый. Нам жаль это здание, мы хотим, чтобы его восстановили».
Молодёжь приходит на дискотеки, пенсионеры – поиграть в настольный теннис. Так что Дом культуры селу не просто нужен. Он востребован и популярен у жителей Тургенева. Оставлять их без своего ДК было бы по меньшей мере несправедливо. Чиновники говорят, что строить большой Дом культуры в Тургеневе нерентабельно – якобы идёт убыль населения. Если мыслить на такую перспективу, тогда ничего вообще в сёлах делать не надо.
«Чтобы молодёжь в селе оставалась, нужно создавать условия. Если Дом культуры будет маленький, зрительный зал тесный, то и люди в него не пойдут. Неужели чиновники мыслят так, что если село, то «и так сойдёт»! Но здесь же живут люди, они тоже хотят отдыхать качественно и растить детей в комфорте, – считает Татьяна Ерёмина. – Ведь наш Дом культуры – это то место, где люди раскрываются. Не только дети, но и взрослые приходят, чтобы показать и развивать свои таланты. Кто-то пишет стихи, и мы устраиваем поэтические вечера, кто-то любит петь – для них есть любительские творческие коллективы».
Выходим из здания Центра культуры Тургенева – на крыльце нас встречают люди, которые недавно писали видеообращение Владимиру Путину. Так же дружно, как в ролике, отправленном в Кремль, начинают рассказывать, как им нужен этот ДК. Не другой – маленький и тесный, а большой и просторный. «Если чиновники решат снести это здание, пусть взамен такое же возводят, – возмущаются жители, – у нас недавно этап районного танцевального конкурса проходил, так всех с трудом вместили. Это у нас зрительный зал на 400 мест. Если сделают на 100, мы вообще не уместимся».
Такая реакция, такая народная активность означает только одно – не местным работникам культуры нужна реконструкция ДК, а людям. И люди всё ещё надеются на то, что их услышат.
|
Personal web page Mordovia newspaper (с) |