Травма в торговом центре

 Эта история тянется уже полгода. В апреле поход в торговый центр за покупками обернулся для двух жительниц Саранска травмами. Ими оказались известный в Мордовии логопед Белла Кожара и её дочь. Пострадавшие обращались за медицинской помощью в травмпункт, а через 3 дня после происшествия 84-летняя женщина была госпитализирована в реанимацию 3-ей городской больницы. По факту неисправности эскалатора проводилась проверка, опрашивались свидетели ЧП. Вот только никакой компенсации затрат на лечение или моральный вред от администрации торгового центра упавшие женщины так и не получили. 

 
В тот апрельский вечер ничего не предвещало беды. Мама с дочерью шли выбирать удобную обувь, 84-летняя пенсионерка ожидала квоту на замену коленного сустава. Они поднялись на лифте на 4 этаж, прошли до обувного и долго мерили, потом решили спуститься этажом ниже. «Чтобы опять ехать на лифте, пришлось бы возвращаться через весь 4 этаж. А потом ещё в другую сторону столько же пройти на 3 этаже, – говорит Анна Лукшина, – а маме с клюшечкой уже тяжело даются такие долгие походы. Эскалатор рядом, мы и пошли на движущуюся лестницу. Практика у нас большая, по магазинам ходим часто, мама и одна хорошо на эскалаторах ездила всегда, без сопровождения даже. А тут встали на ступеньки, и я понимаю, не так что-то».
Оказалось, что лента поручня не движется, отсюда странный эффект, будто руки резко улетают назад. На кадрах с камеры видеонаблюдения торгового центра видно, как женщины падают на ступеньки эскалатора, в попытке поймать равновесие. Доезжают сидя почти до конца, потом Анна встаёт, а у её мамы встать не получается. «У меня мысль была сразу, – вспоминает Анна Лукшина, – не дай бог ещё рука будет травмирована, лучше сидя доедем. А потом мама, пытаясь встать, снова хватается за поручень и падает обратно на ступеньки. Потому что плащ подъехал под ленту эскалатора и уже стал её затягивать. И я не смогла её выдернуть, пока лентой не перемололся этот кусок плаща». На крики пострадавших прибежали несколько сотрудников, вызвали скорую и полицию, а администратор торгового центра, представившаяся Оксаной, долго извинялась.  
«Это вот прямая речь: «Ой, извините, у нас не работает эскалатор. Мы просим прощения! Через 2 дня придёт мастер, он устранит эту неисправность», – продолжает рассказывать пострадавшая женщина. – Я ей говорю, вы знаете, это уже не наш случай. Всё, что могли, вы для нас уже сделали. Тогда Оксана настойчиво предлагает нам доехать на такси за счёт торгового центра. Мы тоже отказались, потому что из торгового центра на скорой уехали в травмпункт». 
Женщин осмотрели, назначили лечение и отпустили домой. Через 3 дня Беллу Кожару госпитализировали в реанимацию с высокой температурой, развившейся посттравматической пневмонией и плевритом. Медики подтвердили, при такой травме, как сильный ушиб, у пожилых людей часто развиваются осложнения, и без своевременной медицинской помощи пациент может погибнуть. В общей сложности в больнице пострадавшая пенсионерка провела больше месяца. 
За это время из торгового центра никто ни разу не позвонил упавшим, не поинтересовался их здоровьем и не предложил никакой помощи. А когда Анна Лукшина собрала нужные справки и пошла поинтересоваться, будет ли какая-либо компенсация на лечение, ей в грубой форме отказали. 
«Администратор, почитав мою претензию, изложенную на бумаге, посмотрел на меня, как на глупую, и сказал: «Да вы что, у нас эскалатор исправен. Кто вам вообще сказал, что он не работал? Вы с чего это взяли, чтобы нам ещё претензии какие-либо предъявлять?» А я в этот момент и растерялась даже. Вот так мне сказать, когда я и сама упала, и мама упала, и свидетель в тот день был, которого следователь опрашивал, он подтвердил, что поручень не двигался, очевидный факт», – женщина осталась в недоумении.   
Мы попытались пообщаться с представителем торгового центра. Вот как он прокомментировал ситуацию по телефону.  
«По результату плановых и внеплановых проверок технического состояния эскалатора, которые были проведены до и непосредственно после происшествия, в том числе и на основании жалоб гражданки Кожары, не подтвердили факт приседания указанного лица на ступеньку эскалатора по причине его технической неисправности. Но даже несмотря на это, непосредственно после происшествия указанной гражданке был предложен вариант возмещения вреда в виде компенсации расходов на лечение травм, полученных в связи с приседанием на ступеньку эскалатора, конечно, если таковые имели место, и материального вреда, причинённого в результате происшествия, при условии фактического подтверждения таких расходов и такого вреда. Однако никаких подтверждений, свидетельствующих о наличии вреда и обосновывающих размер такого вреда, нами получено не было. В наш адрес только было направлено письменное требование о выплате компенсации вреда и озвучен размер компенсации в 500 тысяч рублей, который мы, естественно, выплачивать отказались. После этого на нас посыпались многочисленные жалобы в различные инстанции». 
«Он не компенсацию нам предложил, а просто – подойдите с мамой, выберите плащ какой-нибудь… Естественно, я пошла с жалобами в разные инстанции. Это уже длится 6 месяцев. В соцсетях разместили пост. Оказалось, что треть Саранска знает, что поручень периодически в торговом центре не работает, в комментариях пишут, что многие чудом не упали. Кто-то упал, но отделался синяками. Ну, понятно, это молодые люди. Но ведь я тоже упала, хотя я себя пожилой не считаю. Тоже не смогла удержать равновесие. И это что теперь означает, что пенсионерам не надо никуда ходить, если такое случается, а за неработающий поручень никто не должен отвечать? Понятно, что в экспертизе за 12 апреля указано, что эскалатор исправен, Оксана же обещала, через 2 дня починят. В одной из технических экспертиз, что у нас на руках, администрации сделано предупреждение, чаще проверять оборудование. Это из Москвы ответ пришёл, что неисправность была, администрация должна понести ответственность».  
В инструкции по технике безопасности на эскалаторах написано: держитесь за поручень. А тут вот такой казус. Жизнь Беллы Кожары резко изменилась после 10 апреля. Теперь под вопросом и квота, и сама операция на коленном суставе. ЧП сильно подорвало её здоровье. Операцию женщина может просто не пережить. 
 

Personal web page Mordovia newspaper (с)