24 тысячи безопасных часов |
Нина Литюшкина отлетала несколько десятилетий и не допустила ни одной аварийной ситуации В последнее время на фоне многочисленных техногенных катастроф особо выделяются страшные транспортные аварии, в первую очередь – самолетов. Каждый месяц несколько раз новостные сводки разражаются известиями о жертвах очередного крушения воздушных судов. И для России эта проблема злободневна особенно. Легендарная летчица Нина Васильевна Литюшкина, родившаяся в Чукалах и начавшая свою дорогу к небу с Лямбирского аэродрома, ни разу (!) за свою полувековую карьеру не допустила аварийной ситуации. Летать она перестала в 66 лет. Осенью Нина Васильевна отметит 70-летний юбилей. Она не забывает небо, но без сожаления говорит, что туда нужно давать дорогу молодым.
Наша справка Литюшкина Нина Васильевна – пилот первого класса, родилась 2 ноября 1942 года в Чукалах Ардатовского района МАССР. Работала на Саранском приборостроительном заводе, приемосдаточном пункте куйбышевского порта. В Куйбышеве стала летчиком – планеристом. Выпускница Центральной объединенной летно-технической школы ДОСААФ СССР в Саранске. В личном составе Гражданского воздушного флота СССР с 21 декабря 1964 года. Пилотировала Ан-2, Ан-24, Ил-14, Ил-18, Ту-154, командовала экипажами. Общий налет часов составляет почти 23 тысячи — это уникальный показатель даже для пилотов-мужчин. Имела допуск к контрольно-испытательным полетам, полетам с перевозкой VIP-персон. Ушла на пенсию 1 февраля 2009 года в возрасте 66 лет.
Познакомились мы с Ниной Васильевной на праздновании Тысячелетия единения мордовского народа с народами России. Потом перезванивались – пилотесса живет и долгое время работала в Красноярске. Разговаривать с ней – одно удовольствие. Человек, окидывавший взглядом почти всю Землю сверху, просто априори обязан быть эрудированным – видел-то он почти всё. А еще она очень приветлива. - Прилетайте к нам в Красноярск! – искренне зовет она. – У нас сейчас такая чудесная осень! Енисей золотится листопадом. Приезжайте, а то я скоро сама перееду в Саранск на постоянное место жительство. Все сердце тянет домой, в Мордовию… А переехала Нина Васильевна много десятилетий назад в столицу Восточной Сибири только из-за желания новых «небесных» перспектив. - Красноярский край раскинулся во всю ширину России – от Северного Ледовитого океана до Монголии, - объясняет она. – Бороздить небо над этими просторами – мечта любого гражданского летчика. - Кстати, как-то мы все привыкли к военным летчицам – вспомним хотя бы легендарных «Ночных ведьм». А вот женщины в гражданской авиации – редкость… - Не думаю. «Ночные ведьмы» - пример героический, поэтому о нем все знают. А в современности женщины-пилотессы как раз в основном и представляют гражданскую авиацию. Впрочем, пример военных летчиков и подтолкнул нашу прославленную землячку к небу. Она родилась в страшное время – осенью 1942 года. От отца Василия Григорьевича ей передалось упрямство и упорство – мордовская национальная особенность. А еще она росла очень активной и жизнерадостной. Летчиками в послевоенное время хотели быть все… парни. Для девушки это все равно было странно. Уже потом, после школы, работы на Саранском приборостроительном заводе, подготовки в Куйбышевском аэроклубе, она столкнется с непониманием своей мечты. Генерал Николай Каманин открывает Центральную объединенную летно-техническую школу ДОСААФ СССР. Нина понимает, что это ее шанс, и возвращается в Мордовию. Женщине путь к штурвалу был практически заказан. Но Нина проявила потрясающее упорство, не взять в школу её не смогли. В Куйбышеве Литюшкина овладела управлением легкомоторками и планерами. В Саранске ей нужно было переучиваться на «кукурузнике», который сама Нина Васильевна называет исключительно «Аннушкой». На Ан-2 и «Яке» она налетала больше двух тысяч часов. После этого её утверждают на должность командира экипажа. Это поистине беспрецедентный случай для женщины. - В Красноярске мне уже предложили должность второго пилота на Ил-14, - вспоминает она. – Я потом училась, становилась командиром экипажа. А потом шли стажировки на управление других судов, пока, наконец, не стала летать на Ту-154. Сложнее техники в отечественном авиапроме не было. - А зарубежными судами управляли? - Нет. Я – патриот, - смеется Нина Васильевна. – Не было ни «Боингов», ни «Эйрбасов». Да и вообще я считаю, что отечественные машины ни в чем зарубежным не уступают. После Нина Васильевна осваивает полеты в сокращенном составе экипажа, без штурмана, «вслепую», получает допуск к перевозке VIP-персон. - С генералом Лебедем летали? - Летала. В самое первое знакомство он зашел на борт и очень удивился: «Летчики в серьгах?!». VIP-чартеры же не делятся на салоны и кабины, там все в одном отсеке. Но потом, конечно, ко мне подобрел. Он вообще был человеком очень добрым. Я, правда, многое слышала о нем, и плохого в том числе. Но, думаю, все это – неправда. По крайней мере, я в общении с ним получала только положительные эмоции. В 2007 году пилота первого класса компании «КрасЭйр» Нину Васильевну Литюшкину наградили медалью Нестерова. Высокую награду вручили в Москве на торжественном концерте, организованном Министерством транспорта России в преддверии Дня воздушного флота. Никогда до этого медалью Нестерова не награждали женщину. А спустя два года она уходит на пенсию, не допустив за четыре десятка лет ни одной аварийной ситуации. - Так Вы в 66 лет сидели за штурвалом? - Да, - невозмутимо говорит Нина Васильевна, – никого это не смущало, никто не волновался. - А ведь у нас в России управление самолетами, неважно какими – военными или гражданскими – чуть ли не всегда сопряжено с героизмом. Например, посадить самолет в тайге или без шасси. А у Вас в работе – образцовый порядок, ни одной непредвиденной ситуации… - Судьба, значит, у меня такая, – смеется Нина Васильевна. - Так Вы – фаталист? - Не знаю, может быть. Я делала любимую работу, делала на совесть. А еще благодаря ей мне посчастливилось увидеть Россию с высоты и понять, насколько это восхитительная страна! К сожалению, не передать словами ни её величия, ни разнообразия, ни красоты. Но всему приходит конец. Я, конечно, тоскую по небу. Но всегда знала, что придет тот миг, когда на него можно будет смотреть снизу, а не созерцать его вровень. После этого «небесный ветеран» стал задумываться о переезде в Мордовию. В августе она приезжала сюда с мужем, ему здесь понравилось, хотя и в Красноярске красиво. - Я в Саранск приезжала с другими земляками-сибиряками, - рассказывает она. – У нас ведь очень много живет мордвы. Я хочу побольше собрать информации об эрзянских селениях, в Красноярском крае и на Дальнем Востоке. Неудивительно, что перепись населения показала высокую численность мордвы по всей России. И те земляки, с кем я общалась, всерьез задумываются о возвращении. - Часто здесь бываете? Кроме Тысячелетия? - Каждый год почти. У меня здесь брат – Владимир Васильевич. Конец лета – моя традиционная мордовская пора. А теперь смогу бывать здесь чаще, я же пенсионерка. Так что с вами будем видеться чаще… П.Семенов.
Медаль Нестерова - один из самых почетных знаков отличия в Российской авиации. По Указу Президента Российской Федерации этой медалью награждают «За личное мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества и государственных интересов Российской Федерации, при несении боевой службы и боевого дежурства, на учениях и маневрах; за особые заслуги в освоении, эксплуатации и обслуживании авиационной техники, высокое профессиональное мастерство самолетовождения; за отличные показатели в боевой подготовке и воздушной выучке». Названа в честь Петра Николаевича Нестерова — российского военного лётчика, основоположника высшего пилотажа (1887—1914; погиб в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив таран).
|
Personal web page Mordovia newspaper (с) |